В управлении ценообразованием принято выделять 3 взаимосвязанных понятия:
-политика цен
-стратегия цен
-тактика ценообразования
Политика цен – это провозглашенные намерения фирмы в области ценообразования, наиболее общие принципы, которых фирма собирается придерживаться при установлении цен на товары и услуги. С помощью установления определенных цен на свою продукцию фирма может стремиться к достижению следующих целей:
-максимизация рентабельности продаж, капитала, активов фирмы
-максимизация прибыли
-стабилизация рыночной позиции
-вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке.
Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования.
Стратегия ценообразования – это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике. Как правило стратегия ценообразования включает в себя наиболее важные решения, имеющие долговременные, труднообратимые последствия для предприятия.
Эффективная ценовая стратегия компании должна представлять собой нечто большее, чем резкая ответная реакция на изменение рыночных условий. Любое ценовое решение должно отражать:
1.фундаментальную ценовую стратегию
2.сегменацию рынка
3.эластичность спроса
4.уровень издержек
5.потенциал конкурента
Если фирма избрала для себя стратегию “глупого следования за конкурентом”, т.е. ориентируется на уровни цен, используемые фирмой — лидером рынка1, то она обречена на пассивное ценообразование. Между тем фирма только тогда может быть спокойна за свое будущее, если она ведет самостоятельную, т. е. активную маркетинговую (в том числе и ценовую), политику и политика эта направлена на обеспечение ей устойчивой конкурентоспособности и высокой доходности инвестиций.
Разработка самостоятельной ценовой стратегии — постоянно воспроизводимый процесс. Нельзя создать такую стратегию однажды и потом пользоваться ею безо всяких корректировок многие годы. Стратегия ценообразования должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться. А главное — она должна соответствовать именно той общей маркетинговой стратегии, которой в этот момент придерживается фирма.