В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товара и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена- категория коньюктурная. На её уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Однако в настоящее время некоторая часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они допускают серьёзные просчёты при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Раздел 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Тема 1.1. ВИДЫ ЦЕН И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Виды цен.
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, бытовые, отпускные и розничные Закупочные цены -устанавливают на сельскохозяйственную продукцию.
Оптовые цены–устанавливают на продукцию пр назначения.
Отпускные цены – устанавливают на ТНП. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями изготовителями этой продукции. Розничные цены устанавливаются на ТНП и на некоторые виды продукции ПТН, реализуемые населению.
Цены на услуги называются тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые и коммунальные.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов ( франкировка товаров) могут быть следующие виды франко:
- франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену.
- франко-станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены.
- франко-станция назначения показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона.