Методы ценообразования с ориентацией на качество и потребительские свойства товара (параметрические методы) включает в себя:
- метод удельной цены;
- метод корреляционно-регрессионного анализа;
- балловый метод.
Метод удельной цены используется для определения и анализа цен товаров, довольно полно характеризующихся одним основным параметром качества.
К таким параметрам относятся:
- производительность;
- мощность;
- грузоподъемность;
- емкость и другие.
Эти показатели выражают потребительскую стоимость, полезность продукции и в значительной мере определяют уровень цены изделия.
Частное от деления цены на значение главного параметра качества изделия характеризует удельную цену:
Цу=Цб/Пб
Цу – удельная цена единицы основного параметра качества
Цб – величина цены базового или аналогичного изделия
Пб – значение основного параметра базового изделия в соответствующих единицах энергия.
Цена нового изделия может быть рассчитана по формулам:
Цн=Цу/Пн
Цн=Цб*(Пн/Пб)
Цн – цена нового изделия
Пн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения
Метод корреляционно-регрессионного анализа позволяет установить зависимость цены от нескольких качественных параметров продукции и выразить ее в виде эмпирической формулы.
Применение этого метода дает возможность определять и анализировать цены как на новую продукцию, так и на аналогичное конкурирующее изделие. Цена выступает как функция от параметра:
Ц=f(х1, х2, …, хn)
Ц –цена за единицу изделия
х1, х2 – технико-экономические параметры изделий в соответствующих единицах измерения
Балловый метод используется в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров качества, в том числе таких, которые не поддаются непосредственному количественному измерению (например, удобство изделия, эстетические свойства, дизайн, экологичность и т.д.).
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия (его конкурентоспособность).
Установление цены по балловому методу включает 4 этапа:
1. На первом этапе тщательно отбираются технико-экономические параметры изделия, которые имеют важное значение для потребителя. По одному и тому же изделию они могут быть разные в зависимости от сферы использования изделия.
2. На втором этапе специальная комиссия, состоящая из нескольких независимых экспертов, оценивает каждый параметр товара в баллах по заранее установленной шкале.
3. На третьем этапе определяется интегральная оценка технико-экономического уровня изделия.
Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, то устанавливаются коэффициенты весомости отдельных параметров.
Балловые оценки, выставленные по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости.
4. На четвертом этапе рассчитываются цены по формуле:
Цн=Цб*(Кн/Кб)=Цб*kотш
Цн – цена нового изделия;
Цб – цена базового изделия;
Кб, Кн – количество баллов базового и нового изделий.
При этом соотношение баллов представляет собой коэффициент относительной конкурентоспособности нового изделия, расчет которого зависит от того, в каких единицах оцениваются параметры изделия.
Так, если все параметры были оценены в баллах, то формула имеет вид:
, - соответственно балл, выставленный по i-му параметру новому и базовому изделию.
В ряде случаев более целесообразно часть параметров измерять в натуральных единицах, так как экспертная оценка в баллах может исказить объективные характеристики. Тогда формула для расчет kотн имеет вид:
- соответственно значения i-го параметра у нового и базового изделия.
Нахождение значения параметра нового изделия в числителе либо знаменателе зависит от положительной тенденции изменения данного параметра в глазах потребителей.
Построение параметрических моделей ценообразования дает возможность точнее определить «цену безразличия», то есть такую цену на изделие, при которой приобретение данного изделия или изделия конкурента является для потребителя равновыгодным.
Для того чтобы выиграть у конкурентов борьбу за рынок, предприятию следует обеспечить относительное занижение цены выпускаемого товара по сравнению с ценой безразличия. Для этого применяются понижающие коэффициенты, получившие название «коэффициентов торможения».
Для промышленных изделий их величина обычно колеблется от 0, 5 до 0,7.
На величину коэффициента торможения влияют следующие факторы:
- степень остроты конкурентной борьбы на рынке: чем она острее, тем коэффициент должен быть ниже;
- известность торговой марки и завоеванная предприятием репутация: чем она лучше, тем меньшее торможение цены предприятие может себе позволить, не рискуя проиграть в конкурентной борьбе;
- перспективная товарная политика: например, предприятие может установить минимальный уровень коэффициента торможения, чтобы захватить большую долю рынка.
Та цена, с которой предприятию следует выходить на рынок (желательная цена), определиться по формуле:
Цж=Ца*kотн*kтор
Ца – цена товара-аналога;
kотн - коэффициент относительной конкурентоспособности данного товара по отношению к товару-аналогу;
kтор - коэффициент торможения.
А далее следует воспользоваться методом «обратной калькуляции цены», когда базируясь на затратном методе формирования цены, в качестве отправной точки берется возможная цена реализации (с учетом цен конкурентов, коэффициента относительной конкурентоспособности товара и коэффициента торможения), а в результате расчета получают либо требуемую себестоимость изделия, либо ожидаемую прибыль при его реализации.
В отношении сложно-технической продукции параметрический метод называют нормативно-параметрическим.