Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров.
К ним относятся методы удельной цены, баллов и регрессии.
Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод балловцелесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.
Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.
Параметрические методы ценообразования
Наименование метода
Содержание метода
Методика расчета
1. Метод удельной цены
Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара
Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара
2. Метод баллов
Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму:
1. Отбор основных параметров
2. Начисление баллов по каждому параметру
3. Суммирование баллов по базовому и исходному товару
4. Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов
Цена на новый товар (Цн) определяется по формуле:
Цб — цена базисного товара;
Бнi — балльная оценка i-го параметра нового товара;
Ббi — балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона)
3. Метод регрессии
Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров
Цена выступает как функция от параметров:
Ц= f(X1X2X3 ...,Хn),X1 Х2, Х3 Хn - основные параметры качества товара