Все многообразие видов цен реализовано в ценовой системе.
Ценоваясистема — это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Цены дифференцируются по ряду признаков.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики. Строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:
оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей;
закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельхозпредприятиями и населением;
цены на строительную продукцию —это сметная стоимость объекта, либо усредненная сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т. д.);
тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров;
цены на потребительские товары — используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
внешнеторговые цены — это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.
Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании. Характеризуется влиянием государства на ценовую политику. В данном случае цены подразделяются на рыночные (свободные, монопольно высокие, демпинговые) и регулируемые (фиксированные, предельные).
Дифференциация цен по стадиям ценообразования. Отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Таким образом, выделяют оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.
Дифференциация цен по транспортной составляющей. В данном случае цена зависит от порядка оплаты транспортных расходов. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены (таб. 2).
Таблица 2.
Виды транспортных расходов, включаемых в цену продукции
Цена
продукции на складе
поставщика
Расходы по доставке продукции на станцию отправления
Расходы по загрузке продукции в вагоны на станции отправления
Расходы по транспортировке до станции назначения
Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения
Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика
Франко-станция
отправления
Франко-вагон станция отправления
Франко-вагон станция назначения
Франко-станция назначения
Франко-склад потребителя
Дифференциация цен по характеру ценовой информации основана на учете специфики этой информации (табл.3).
Содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке
Устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия
Используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принципы фиксации
Определяются в момент заключения контракта, но оговаривается их изменение в зависимости от конъюнктуры рынка
2. Аукционные цены
Информируют участников рынка о возможности покупки или продажи товара на аукционе
3. Биржевые цены
Содержат информацию о результатах биржевых торгов
4. Справочные цены
Цены предложения
Цены прейскурантов
Информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом)
Устанавливаются производителями без согласования с потребителями
Публикуются фирмами-производителями, часто с краткой характеристикой
5. Ценовые индексы
Ценовой индивидуальный индекс
Ценовой сводный индекс
Информационные показатели динамики цен за определенный период времени
Информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг)
Содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг)
На каждом предприятии должна быть определена ценовая политика.
Ценовая политика предприятия — это установление цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях.
Ценовая политикавключает
выбор метода ценообразования,
разработку ценовой системы предприятия,
выбор ценовых рыночных стратегий и др.
Существуют три основные цели ценовой политики:
1. Обеспечение выживаемости предприятия – это главная цель фирмы, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
2. Максимизация прибыли. К максимизации прибыли стремятся все предприятия, присутствующие на рынке. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.
3. Удержание рынка, которое состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.