русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 1. Предмет и метод политической экономии


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1780; Нарушение авторских прав


1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

2. Значение и состояние экономической теории в современном мире

3. Предмет политической экономии. Экономические законы и категории

4. Методы экономических исследований и функции политической экономии

5. Структура экономики

 

Вопрос 1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

 

Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. С момента своего возникновения человек, чтобы выжить, должен был действовать в определенном порядке и приспосабливать окружающую среду к своим потребностям. Этот вид деятельности и получил название экономики, то есть умение управлять хозяйством.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Авторство термина «экономика» принадлежит древнегреческому философу Ксенофонту и представляет собой соединение двух начал okos (ойкос) - дом, хозяйство и nomos (номос) - закон, порядок, что в совокупности обозначает хозяйство, которое нужно вести в соответствии с принятым порядком по определённым нормам и законам. Чтобы данная деятельность развивалась успешно, необходимы были знания - как нужно действовать. Постепенно знания накапливались, приобретался опыт, обобщались наблюдения и донаучные проблемы фиксировались в мифах, легендах, религиозных верованиях, обычаях, традициях, а затем в древних письменах.

Первое научное рассмотрение проблем можно встретить в древности в рамках единой философской науки. В эпоху средневековья и античности уже появляются элементы экономического анализа, когда факты систематизировались, показывая наличие устойчивых зависимостей между ними. Философы древности Ксенофонт, Платон и Аристотель высказывали идеи о существовании экономического порядка, размышляли об идеальном общественном устройстве, рассматривали форму обмена как форму экономической связи между людьми.



Ксенофонт – представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Эти и другие размышления, и утверждение экономической системы, основанной на более сложных (рыночных) формах связи, породило необходимость понимания принципов механизма ее функционирования и выделение экономических учений в самостоятельную науку.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчле­нению и обособлению. В результате возникают первые экономические школы, которые пытаются искать закономерности развития системы, что повлекло за собой становление экономической отрасли научных знаний.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка (16-17 вв.). Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же появился и сам термин дающий новое название науке о способах увеличения общественного богатства - "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" – закон, впервые применненный французским ученым-меркантелистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 году.

Меркантилизм- первая школа политэкономии. Богатство общества отождествляли с золотом. Источником богатства - торговлю. Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего, в сфере торговли, то первое течение экономической мысли в XV-XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец) - заключалось в познании закономерностей торговли. Представители данной школы считали, что целью общественной системы является обогащение государства и населения путем накопления денег в стране, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилисты способствовали разложению феодализма и первичному накоплению капитала. Их ошибка заключалась в том, что они не считали производство источником прироста. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

Более глубокий анализ функционирования экономической системы был предпринят классической школой, которая возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства и была господствующей школой во второй половине XVIII – начале XIX в.в.

Классическаяполитическая экономия возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая политическая экономия была господствующей школой во второй половине 18 – начале 19 вв.

Ранние представители классической буржуазной политической экономии во Франции в XVII-XVIII в.в. – физиократыво главе с Франсуа Кенэ (1694-1774) (термин образован от греческих слов "природа" и "власть"), которые источником общественного богатства счита­ли производство, но лишь в сельском хозяйстве, где богатство возникает природным путем. Имеет место однобокость такого подхода, т.к. не рассматривали промышленную отрасль источником прироста. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Заслугой английского экономиста Адама Смита (1723-1790) - "пророка свободной конкуренции", можно считать то, что он разглядел, действующий в экономике, некий естественный саморегулирующийся порядок, подчиненый объективным закономерностям, устанавливаемый законами природы, который не зависит от воли и сознательных устремлений людей и обеспечивает благосостояние естественным путем. Механизм реализации этого порядка осуществляется через взаимодействия интересов людей, которые при сталкновении приходят к оптимальному решению для обоих сторон. В этом и заключается принцип «невидемой руки» рынка, замеченный А. Смитом. Так, классическая школа поставила одну из основных проблем экономики – проблему равновесия системы.

Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни - "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда. После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Рикардо (1772-1823). Он считал главным не создание богатства, а его распределение, и что система не устойчива, т.к. увеличение доходов одних ведет к уменьшению их у других, но верил в естественное равновесие системы. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах.

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования и источником общественного богатства выступает все общественное производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители (Уильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо и др.) выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

1. Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений.

2. 3аложили основы трудовой теории стоимости.

3. Исследовал и механизм воспроизводства общественного капитала.

4. Предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями.

5. Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.

В середине и второй половине 19 в. в трудах Симон де Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная политическая экономия. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины XIX в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции конца XVIII – начала XIX в.в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования политэкономии как науки с четко определенным предметом. Марксистский анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы – общепризнанны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития. Метод исследования общественных явлений Маркса является в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития человеческого общества многопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересов рабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные взгляды Маркса относительно экономического положения рабочего класса сложились в 1840-е гг. на начальных ступенях развития капитализма.

В связи с этим не подтвердились выводы Маркса об абсолютном и относи­тельном обнищании рабочего класса с развитием капитализма. В бывшем СССР марксистская теория оказалась в тепличных условиях, обрела монополию на истину, лишилась противников.

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское;

3) монетаризм;

4) институционально-социологическое.

Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

Кратко о школах:

1. Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и производительности. Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.

Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.

Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.

2. Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устра­нить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

3. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внима­ния - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активно­сти с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.

Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (1912 г.).

Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.

4. Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают про­тив чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных про­грамм, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.

Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции).

Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества.

Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств из кризиса, придерживаясь того или иного направления.

Экономическая наука Украины в современных условиях долж­на творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

 

 

Вопрос 2. Значение и состояние экономической теории в современном мире

 

Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.

Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.

Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук:отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических.

Политэкономия осуществляет экскурсы в другие науки. Затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, юриспруденцию в области хозяйственного и гражданского права. Также соприкасается с науками, изучающими технику и технологию пр-ва.

Экономическая политика- это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития. В экономической политике используются рекомендации и выводы экономической теории.

 

Вопрос 3. Предмет политической экономии. Экономические законы и категории

 

Вопрос о предмете экономической теории является сегодня одним из наиболее дискуссионных. С развитием общества, его экономической системы происходила эволюция взглядов на предмет экономической теории. Первые экономические школы трактовали экономическую теорию как науку о богатстве. Марксисты предметом политической экономии считали производственные отношения между людьми и законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Современные трактовки предмета экономической теории основываются на проблемах редкости, ограниченности экономических ресурсов и возможности их альтернативного использования. Отсюда – проблема выбора как опре­деляющий фактор экономической жизни. Можно дать интегрированное определение предмета экономической теории: экономическая теория — это наука, изучающая разнообразные виды человеческой деятельности в условиях ограниченности экономических ресурсов и экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг с целью выбора наиболее эффективного способа использования этих ресурсов.

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Втиснуть в несколько строк точное описание предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Скорее ясно, чем не занимается эта наука:

- она не является экономикой домоводства;

- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;

- она не является технической наукой.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественного саморегулирования жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).

Предмет экономической теории уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.

Понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера.

Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей.

Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории:

Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Предметом политэкономии являются экономические отношения между людьми, закономерности их развития и развития общественного производства, поведение хозяйствующих субъектов в процессе выбора и его обоснование способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивидов и общества.

В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.

Экономическая категория - логическое, научное, собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений; понятие отражающее наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества; инструмент научного познания производственно-хозяйственных явлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительные экономические отношения.

Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.

Производственно-хозяйственной деятельности присущи объективные экономические законы.

Экономические законы – внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами и зависимости экономических отношений людей.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.

Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:

1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;

2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы производственно-хозяйственной деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом обществе. Познавая экономические законы и осуществляя свою производственно-хозяйственную деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Политэкономия изучает законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.

 

Вопрос 4. Методы экономических исследований и функции политической экономии

 

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Методология экономической теории -это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.

Методы -инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Основные методы познания экономических процессов подразделяются на две группы:

1) эмпирические;

2)теоретические.

Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математике - статистической обработке.

Теоретическиеметоды являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод абстрагирования: отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рас­сматриваемого явления с целью выделения первостепенных глубинных свойств, раскрывающих его сущность.

Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах, а также методом единства логического и исторического. Исследование всегда отправляется от исторически реальных факторов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанные абстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии с реальным протеканием исследуемых экономических процессов. При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Политэкономия использует общенаучные методы познания, такие как:

· метод научной абстракции

· анализ и синтез

· индукцию и дедукцию

· исторический и логический методы

· единство теоретического и практического

· восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Анализ- мысленное разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Один из методов проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений.

Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.

Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Индукция- конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений больших количеств изучаемых явлений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция- встречное, противоположное движение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям (переход от общего к частному) с целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.

Использование дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.

Политэкономия использует специальные методы познания.

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды - упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ - технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения “.. если, то..”. Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 1997 году может быть применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это - прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.

Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: “следует сделать это или то..”. Пример: “Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий.” Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.

Экономическая теория изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в производственно-хозяйственной экономической деятельности. Значение политэкономии в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

Политэкономия как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1) познавательную функцию, заключающуюся в том, что субъекты рыночных отношений, изучая закономерности экономической жизни, познают из внутреннюю, глубинную сущность и исходя их этого могут строить своё поведение на рациональной основе. В целом же для науки это означает выйти в своих исследованиях на уровень закона, отражающего наиболее глубинные, сущностные, прочные, устоявшиеся связи и зависимости между процессами и явлениями.

2) методологическую, предполагающую такое направление анализа экономических процессов и явлений которое даёт возможность выявить за внешними, нередко искажающими экономическую действительность, формами проявления наиболее сущностные их черты. Таким образом, политэкономия изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, это своего рода экономическая философия.

 

3) практическую (материально-практическую и духовно-практическую) - теоретическая основа экономической политики государствава, предприятий, фирм. Эта функция состоит в выработке научных рекомендаций для проведения эффективной экономической политики, обоснования способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью повышения жизненного уровня населения страны.

4) прогностическую, которая предполагает разработку научно обоснованных прогнозов социально-экономического развития национальной экономики, то есть это гипотеза о будущем состоянии экономики, показателях, которые должны быть достигнуты в будущем при проведении определённой экономической политики.

 

Вопрос 4. Структура экономики

 

Экономика понятие ёмкое и многоплановое, имеет разные значения и толкования.

Во-первых, экономика - система хозяйства. В широком смысле - совокупность материальных и духовных условий производства, материальных и нематериальных благ, используемых людьми для преобразования вещества природы с целью удовлетворения своих потребностей, создания условий жизнеобеспечения населения.

Во-вторых, экономика - совокупность экономических отношений, которые складываются между людьми в процессе их жизнедеятельности.

В-третьих, экономика - знание, которое на определённом этапе перерастает в науку о закономерностях хозяйственной жизни и связанной с этим системе отношений между людьми.

В литературе нередко используются разные термины для обозначения экономической науки: экономика, экономикс, экономическая теория, политическая экономия. Что касается термина «экономикс», то это англоязычное звучание понятия экономическая теория. Термин «экономическая теория» означает название науки включающей целый ряд её теоретических разделов. Схематически это можно изобразить так:

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.

Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику(функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация структур данных | 


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.017 сек.