Цепочка ценностей - инструмент анализа состояния пр-я, опред. деятельность, функции и процессы по разработке, производству, продвижению, доставке и поддержке продукта или услуги. Она позвол.опред. основные виды деятельности, создающие стоимость для потребителя, и вспомогательные виды, является средством для стратег. оценки связи между видами деятельности, осуществляемыми внутри фирмы и за ее пределами, что важно для разработки стратегии и для дальнейшего развития существ. преимуществ.
Основная деятельность:
1.материально-техническое обеспечение (приобретение, хранение, сортировка)
2.производство (превращение сырья в конечный продукт)
3.доставка товара до потребителя (складирование, обработка заказа, отгрузка, транспортир.)
4.продажи и маркетинг.
5.обслуживание. Все эти виды увеличивают ценность поставляемого продукта.
Вспомогательная деятельность:
1.закупки (операции с поставщиками и подрядчиками).
2.управление людскими ресурсами.
3.развитие исследований и разработок продукции, технологий и систем.
4.инфраструктура компании.
Раскладывая операции, производимые предприятием, на стратегически связанные действия можно лучше понять структуру затрат фирмы и определить их основные элементы. Издержки фирмы при выполнении каждого действия м.б. увеличены или сокращены под влиянием 2х типов факторов: структурных (экономия на масштабах производства, технологич. требования, интенсивность капиталовложений) и исполнительных (открытость раб.силы для усовершенствовании, позиции персонала и организац.возможности фирмы по обеспечению качества продукта и производственного процесса).
ЦЦ предшествующие деятельности рассматриваемой фирмы (поставщики) - ЦЦ фирмы - ЦЦ, следующие за деятельностью фирмы (дистрибьюторы, покупатели).
Концепция ЦЦ позволяет:
- лучше понять источники конкурентного преимущества фирмы
- уяснить роль конкуренции в обеспечении конкурентного преимущества
- выявить источники выигрыша на уровне издержек
- выявить резервы для дифференциации
- определить место фирмы в системе ЦЦ и оптимизировать связи внутри этой системы