Миссия – это обобщенная цель организации в бизнесе, главная цель, объясняющая смысл существования фирмы на рынке. Чтобы сформулировать миссию, нужно ответить на следующие вопросы:
Ø В чем состоит наш бизнес? Миссия всегда направлена на внешнюю среду, т.к. главные цели связаны с потребителем. Потребители определяют, в чём состоит бизнес, их готовность платить за товар (услугу) превращает экономические результаты предприятия в богатство. То, что потребитель покупает и считает ценностью для себя, имеет решающее значение для успеха организации. Бизнес определяется не названием предприятия, а тем удовлетворением, которое получает потребитель, покупая наш продукт или услугу;
Ø Кто наш потребитель? Нужно провести макро- и микросегментацию и выявить целевые сегменты, с которыми предприятию выгодно работать;
Ø Где находится наш потребитель, и в каком месте он желает делать покупки?
Ø В чем заключается ценность нашего товара (услуги) для потребителя? Чем он отличается от товаров (услуг) конкурентов?
Ø Чем будет наш бизнес в перспективе? Чем он должен стать?
Предприятие разрабатывает миссию в 3 вариантах:
1. Расширенный вариант – философия предприятия для внутреннего пользования.
2. Сокращенный вариант – для общения с партнёрами по бизнесу.
3. Лозунговый вариант – для использования в рекламных целях.
Миссия выражается в общих терминах, имеющих относительный характер. Расширенный вариант миссии должен включать следующие элементы:
1. Название предприятия;
2. Каковы продукты и услуги, которые производит фирма;
3. Категории целевых потребителей (портрет потребителя);
4. Потребности потребителей, которые удовлетворяет фирма – в чем ценность продукта для потребителя.
6. Технология производства продукта (услуги) – уровень новизны технологий или их традиционность;
7. Приоритеты выживания, роста, прибыльности – нацелена ли компания на выживание или на рост.
8. Философия фирмы – важнейшие ценности, устремления и этические принципы компании;
9. Публичный имидж в обществе – участие фирмы в решении экологических, социальных и других неэкономических проблем.
10. Отношение к работникам, занятых компанией – компенсируется ли их труд достойно и справедливо, создаются ли возможности для образования и развития, рассматривается ли человек как рабочая сила или как главный ресурс и капитал компании.
11. Отношение к работникам компании – достойная и оправданная компенсация труда рабочих, возможности для образования и развития, отношение к рабочим, как к главному капиталу, ресурсу, достоянию компании;
12. Отношение к акционерам и собственникам – выплачиваются ли дивиденды и прибыль на капитал.
Сокращенный вариант миссии должен содержать: компоненты, касающиеся потребителей; конкурентные преимущества продукции и сотрудников предприятия.