Одной из функций планирования, которая заключается в процессе выбора целей организации и путей их достижения, является стратегическое планирование.
Стратегическое планирование позволяет четко сформулировать принципы, которым подчиняется организация в своей деятельности.
Следует различать стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
В процессе стратегического планирования определяются цели, тогда как стратегический менеджмент позволяет определить средства, при помощи которых эти цели будут достигаться, а также конкретные действия, направленные на их достижение.
Стратегический менеджмент опирается на пять процессов:
-анализ внешней и внутренней среды;
-определение миссии и стратегических целей;
-анализ и выбор стратегии;
-реализация стратегии;
-оценка и контроль выполнения стратегии.
Анализ внешней и внутренней среды
Анализ внешней среды – заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных и технологических факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации.
Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация.
Анализ внешней среды целесообразно разделить на два этапа. Сначала проводится комплексный анализ среды – выявление факторов, которые способны оказать влияние на деятельность организации. Затем осуществляется определение «критических точек» среды организации.
«Критические точки» - это именно те факторы, которые могут оказать наиболее заметное влияние на деятельность организации.
Анализ внутренней среды касается, главным образом, потенциала организации. Анализ проводится методом управленческого обследования. Его сущность состоит в исследовании срезов.
Каждый из срезов включает набор элементов.
Например, производственный срез:
-особенности изготовления продукта;
-особенности складского хозяйства;
-технологические процессы и качество обслуживания;
-новые технологии, их разработка и внедрение.
Есть также организационный срез, кадровый срез, маркетинговый срез, финансовый срез.
Таблица - Анализ внутренней среды
Срез (функциональная зона)
Важнейшие процессы и элементы
Организационный срез
а) распределение ответственности и полномочий;
б) коммуникации и эффективность;
в) развитость организационных структур
Кадровый срез
а) особенности взаимодействия менеджеров и подчиненных;
б) результаты труда и эффективность механизмов стимулирования;
в) характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри организации текучести;
г) отношения между работниками и т.д.
Маркетинговый срез
а) характеристика стратегии «товар-рынок»;
б) стратегия ценообразования;
в) рынки сбыта;
г) система распределения и т.д.
Финансовый срез
а)инвестиционные возможности;
б) обеспечение прибыльности;
Производственный срез
а) особенности изготовления продукта;
б) особенности складского хозяйства;
в) технологические процессы и качество их обслуживания;
г) новые технологии, их разработка и внедрение.