Эти стратегии применяются организациями, превосходящими конкурентов, прежде всего по показателю рыночной доли, Стратегии направлены как на сохранение занимаемых позиций, а также на достижение положения доминантного лидера.
Доминантный отраслевой лидер имеет значительное и устойчивое превосходство над другими организациями по рыночной доле.
Различают три стратегии для отраслевого лидера.
1. Перманентная стратегия нападения. Основана на том представлении, что в бизнесе есть только два направления движения – вперед или назад.
Стратегия предполагает позитивное отношение к инновациям, стремление развиваться быстрее рынка до пределов, установленных антимонопольным законодательством.
2. Стратегия укрепления и защиты осуществляется в направлениях:
- увеличение входных барьеров для новичков за счет массированной рекламы, качества обслуживания, значительных объемов НИОКР, вывод на рынок товаров, аналогичных конкурирующим под собственной (привлекательной) торговой маркой,
-.расширение всех составляющих конкурентного потенциала с опережением текущих потребностей (блокирование менее мощных конкурентов),
- патентование побочных результатов НИОКР, даже с нечеткими
перспективами,
- заключение эксклюзивных долгосрочных договоров с поставщиками и дистрибьюторами.
Эту стратегию применяют фирмы, опасающиеся нарушения антимонопольного законодательства, а также фирмы, стремящиеся к краткосрочной прибыльности ввиду неясных перспектив отрасли, когда масштабные инвестиции рискованны.
3. Стратегия демонстрации силы включает действия, превосходящие усилия конкурентов: еще большее снижение цен, еще большие скидки дилерам, более интенсивная реклама и т.п. Кроме того используются любые каналы психологического давления, делаются намеки конкурентам «не тронь меня».