В быстро меняющихся условиях добиться успеха могут те фирмы, которые разовьют у себя динамические способности непрерывно подстраивать требуемые компетенции. Таким образом их компетенции становятся компетенциями в обучении и развитии. Свойства «учащихся организаций» включают
Осознание важности интуиции персонала организации.
Признание желательности разных, даже конфликтующих идей и взглядов.
Признание того, что экспериментирование является нормой и становится частью процесса обучения.
Управление организационным знанием требует соответствующего подхода, особой культуры организации, а также некоторых формальных механизмов.
Одной из моделей такого процесса является модель Нонаки и Такеучи – спираль взаимодействия – объясняющая взаимодействие между явным и неявным знанием.
Нонака и Такеучи предложили модель процесса создания знания.
Выделяется два типа знания. Эксплицитное знание - Explicit knowledge; - кодифицируемое, объективное знание, которое можно передать формальным систематизированным языком. Напротив, имплицитное знание - Tacit knowledge - персональное, контекстно-специфическое и трудно формализуется и передается. Компетенция обычно включает оба типа знания. Так, инструктор вождения может вести автомобиль посредством имплицитного знания, но чтобы учить других должен выразить это знание явно. Ученик должен использовать эксплицитное знание, чтобы развить в себе имплицитное знание того, как вести машину. Это знание достигается практикой и обратной связью с инструктором при вождении машины в разных ситуациях.
Нонака и Такеучи утверждают, что инновационные компании модифицируют и увеличивают знания работников посредством «спирали взаимодействия» и четырех основных процессов.
Социализация – процесс обмена опытом между индивидами, позволяющий получить имплицитное знание без формализации и использования языка. Пример – ремесленное производство.
Экстернализация – процесс выражения имплицитного знания в виде эксплицитных концепций. Это сложный процесс, требующий комбинированных методов, построения моделей, метафор и аналогий.
Комбинация – процесс систематизации концепций в «систему знаний» посредством связывания нескольких блоков имплицитного знания. Индивиды достигают этого посредством формальных методов: собраний, документирования и компьютерных сетей.
Интернализация – процесс преобразования эксплицитного знания в имплицитное. Он тесно связан с «обучением действием».