Высший менеджмент не может знать или понимать и планировать будущее. Будущее придет само. Нереалистично представлять себе новые идеи и инновации планируемыми по типу «сверху – вниз»
Важно, однако, чтобы менеджмент был готов и чувствителен к обширному окружению, которое воздействует на организацию и вбрасывает новые идеи и вызовы. Менеджмент также нуждается в поиске путей поддержки разнообразия внутри организации, способного генерировать новые идеи.
Это может быть получено созданием форм организации и культуры организации, которая поощряет разнообразие, выбор и образование неформальных сетей.
Речь идет, таким образом, об отказе от формальных планирования и систем; основной упор делает на повседневных аспектах организационной жизни и разработки организации, которая стимулирует социальное взаимодействие людей и их интуитивную чувствительность и осведомленность о том, что происходит вокруг.
Наблюдения показывают, что стратегические изменения обычно происходят постепенно, но возможны случайные и драматические изменения, при появлении новых идей, затрагивающих организационные формы.
Теория сложности делает упор на важности правил создания порядка. Стратегический менеджмент может быть скорее идентификацией порядка в том виде, как он возникает, чем управлением этим порядком.
Другое мнение: роль высшего менеджмента состоит в поддержке наличия адаптивного напряжения, например посредством установления некоторых правил, которые будут генерировать это адаптивное напряжение. Утверждается, что менеджеры могут с пользой сгенерировать некоторый вид обобщающей миссии, направленности или видения, описанных выше, и обеспечить немного ведущих «правил» или принципов.