Стратегический анализ является базой для принятия стратегических решений по управлению предприятием. На его основе осуществляется выбор стратегии как результата сопоставления потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Выбор стратегии в долгосрочной перспективе должен быть направлен на достижение и поддержание конкурентного преимущества.
Цель стратегического анализа – рациональное обоснование стратегий предприятия, основанное на поиске и изучении внешних и внутренних источников развития конкурентных преимуществ.
Структура и состав компонентов стратегического анализа определяются объектом исследования, т. е. внешней и внутренней средой предприятия. Предприятие – открытая система, и как система отграничено от внешней среды, зависит от нее и взаимодействует с ней. Оно постоянно получает ресурсы из внешней среды, часть из них перерабатывает в процессе производства продукции и услуг, которые, в свою очередь, реализуются во внешней среде. Но взаимодействие с внешней средой носит не только производственно-экономический характер, коммуникации с внешней средой информационны. Предприятия принадлежат к определенным отраслям экономики, что придает взаимосвязям с внешней средой научно-технический характер. Это взаимодействие также социально – предприятие потребляет рабочую силу, люди работают на предприятии, являясь членами различных социальных групп. В силу этого взаимодействие приобретает и политический, и идеологический, и нравственный, и морально-этический, и эстетический характер.
Внутренняя среда предприятия обычно описывается через основные подсистемы, переменные для управления, ключевые элементы управления, деловой и жизненный циклы коммерческой организации и т. п.
Основными направлениями стратегического анализа являются:
· изучение всех существенных параметров и взаимодействий во внешней среде предприятия, включая технологические, политические, социальные факторы, влияющие на его функционирование, а также ее экономические характеристики: спрос, структура и динамика развития товарных и финансовых рынков, конкурентная ситуация, потребительские особенности, возможности и угрозы со стороны рынка, способные повлиять на успешность реализации стратегии;
· изучение структуры внутренних связей исследуемых видов деятельности, состояния и взаимодействия основных функциональных подсистем и бизнеса, включая синергетические эффекты, внутренние ограничения развития, сильные и слабые стороны отдельных элементов и предприятия в целом;
· изучение взаимодействий и соответствия предприятия внешней среде.
За время применения стратегического менеджмента в практической деятельности предприятий разработано и апробировано множество методов стратегического анализа. В современной научной литературе обсуждаются разные подходы к их классификации.
С точки зрения природы информации, используемой в исследованиях, выделяют качественные и количественные методы стратегического анализа. К качественным относятся эвристические методы, направленные на поиск и реализацию креативных решений, при применении которых преобладают субъективные начала, доминируют интуиция, прежний опыт, воображение лиц, принимающих решения, а также экспертные методы и методы социологических исследований – опросы, анкетирование и другие. Количественные (экономико-математические) методы основаны на формальных описаниях исследуемых явлений (аналитическое и имитационное моделирование, методы исследования операций и т. д.). Они достаточно широко распространены, так как оперирование с количественной информацией наиболее очевидно и традиционно. Как количественные, так и качественные методы анализа обладают положительными и отрицательными сторонами и должны использоваться с учетом специфики объекта исследования.
По объекту исследования методы стратегического анализа можно классифицировать по следующим направлениям:
– методы анализа внешней среды предприятия;
– методы анализа внутренней среды предприятия;
– портфельные методы анализа;
– комплексные методы анализа.
Использование каждого конкретного метода позволяет решить только определенную часть вопросов, связанных с концепцией стратегического менеджмента. Поэтому необходимо применение комплекса методов.