Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и система сбыта, и даже система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие предприятию максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности.
В основе оценки конкурентоспособности организации лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок:
- конкурентоспособности товара;
- конкурентного потенциала организации.
Интегральный показатель конкурентоспособности организации определяется по формуле:
Интегральный показатель конкурентоспособности организации может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе значение Кк единице, тем выше конкурентоспособность исследуемого объекта.
В свою очередь показатели конкурентоспособности товара (Кт) и показатель конкурентного потенциала предприятия (Кпо) являются комплексными показателями, зависящими от факторов второго уровня: цена товара, качество товара, маркетинг, внутренние процессы, финансы, развитие. Каждый показатель второго уровня имеет свою ценность при преобразовании в показатель первого уровня, а показатели первого уровня по-разному значимы для показателя нулевого уровня – интегрального показателя конкурентоспособности организации.
Показатели конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала неравномерно влияют на уровень конкурентоспособности организации в целом, поэтому для получения интегральной оценки предлагается их «взвешивание» или количественное определение их приоритетности. В этих целях, необходимо обоснование коэффициентов значимости (ценности) факторов, которые предлагается рассчитывать с помощью метода анализа иерархий (далее МАИ), разработанного Т.Саати. Преимущество МАИ перед другими методами определения весовых коэффициентов заключается в простоте и наглядности решения многокритериальных задач в сложной обстановке с иерархическими структурами, к которой относится модель оценки конкурентоспособности организации.
Конкурентный потенциал предприятия представляет собой взаимосвязь четырех сторон деятельности предприятия: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие. Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия все показатели сформированы в четыре группы, которые имеют причинно-следственные связи между собой и всесторонне охватывают деятельность предприятия:
1. Маркетинговые показатели, характеризующие рыночную позицию предприятия, в т.ч. учитывающие имидж предприятия на рынке.
2. Финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности предприятия с точки зрения отдачи на вложенный капитал. К данным показателям относятся показатели уровня продаж, рентабельности, деловой активности.
3. Показатели внутренних процессов, характеризующие эффективность организации бизнесс-процессов предприятия: технологии, производство, качество.
4. Показатели развития, характеризующие инновационные процессы в организации, систему управления персоналом, социальное развитие организации.
Таким образом, конкурентоспособность является проявлением конкурентных преимуществ по всему спектру управленческих задач и выражается посредством иерархии факторов развития: ресурсов, стратегии и управления.