1. Сущность стратегического менеджмента, причины возникновения и этапы развития.
2. Отличие стратегического, долгосрочного и оперативного управления.
3. Школы стратегического управления, их основные концепции и представители.
4. Основные задачи стратегического менеджмента.
5. Общее и детальное определение сферы деятельности компании.
6. Миссия и стратегическое видение компании, разработка миссии.
7. Понятие и виды целей.
8. Ключевые направления постановки целей организации.
9. Постановка стратегических целей, требования к целям и способы постановки.
10. Понятие и виды стратегий.
11. Основные подходы к разработке стратегии.
12. Стратегическая пирамида диверсифицированных и узкопрофильных компаний.
13. Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней, основные направления анализа.
14. Основные экономические показатели, характеризующие отрасль.
15. Модель пяти конкурентных сил Портера.
16. Факторы, вызывающие изменения в структуре конкурентных сил отрасли.
17. Карта стратегических групп.
18. Определение следующего наиболее вероятного стратегического шага конкурентов.
19. Ключевые факторы успеха, понятие и виды.
20. Определение привлекательности отрасли для компании.
21. Анализ состояния компании, основные направления анализа.
22. Оценка эффективности действующей стратегии.
23. SWOT-анализ, методика анализа.
24. Стратегический анализ издержек, цепочка ценностей.
25. Система цепочек ценностей, возможные действия по сокращению издержек в системе цепочек ценностей.
26. Взвешенная и не взвешенная оценка конкурентной силы, методика оценки.
27. Формулирование основных стратегических проблем компании.
28. Основные конкурентные стратегии, виды.
29. Наступательные стратегии, виды.
30. Оборонительные стратегии.
31. Стратегия вертикальной интеграции, виды, преимущества и недостатки.
32. Стратегии для конкуренции в новых и быстрорастущих отраслях.
33. Стратегии для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости.
34. Стратегии для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии спада.
35. Стратегии для конкуренции в раздробленных отраслях.
36. Стратегии для конкуренции на международных рынках, виды.
37. Стратегии лидеров отрасли.
38. Стратегии фирм, находящихся на вторых ролях.
39. Стратегии для слабых компаний.
40. Стратегии для компаний, находящихся в состоянии кризиса.
41. Стратегии диверсификации, виды, преимущества и недостатки.
42. Основные задачи реализации стратегии.
43. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией, подходы к приведению и виды организационных структур.
44. Увязка бюджета со стратегией.
45. Создание системы мотивации, стимулирующей к реализации стратегии.
46. Создание поддерживающих стратегию политик и процедур.
47. Внедрение наилучшей деловой практики для реализации стратегии, менеджмент качества и реинжиниринг бизнес-процессов.
48. Создание информационных систем, поддерживающих стратегию.
49. Корпоративная культура и стратегия, виды культур и их влияние на реализацию стратегии.
50. Осуществление стратегического лидерства менеджерами в процессе стратегического управления.
Варианты тестов по дисциплине
ВАРИАНТ 1
1. Какие из следующих утверждений вы считаете верными:
• существуют оптимальные для всех фирм стратегии;
• процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален;
• фирмы должны использовать единые методы стратегического
управления;
• при выработке стратегии фирмы учитывают некоторые обобщенные принципы.
1) первое;
2) второе;
3) третье;
4) четвертое.
2. Перенос центра внимания высшего руководства фирмы на окружение с целью своевременного реагирования на происходящие в нем изменения характерен для перехода от:
1) текущего планирования к долгосрочному;
2) стратегического планирования к стратегическому управлению;
3) долгосрочного планирования к стратегическому.
3. Миссия организации сформулирована следующим образом: «Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации». Такая формулировка миссии характерна для: