SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы ,(ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.
На первом этапе исследования компания составляет список своих слабых и сильных сторон.
Сила — это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабость — это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается компании (по сравнению с другими) или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона фирмы, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет. Когда внутренние сильные и слабые стороны компании выявлены, составляется таблица «Сила — слабость»
На втором этапе исследования компания составляет список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде. Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных (абсолютно необходимо их использовать) до интересующих фирму в последнюю очередь (в самом конце списка приоритетов компании). Зачастую на благосостояние фирмы отрицательно влияют весьма определенные факторы внешней среды.
Угрозу могут представлять: появление более Дешевых технологий, внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта, выход на рынод новых конкурентов с низкими издержками, неблагоприятная политика государственного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой активности, возможность поглощения более крупной фирмой, неблагоприятные демографические изменения, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют; политические перемены (переворот) в стране, где компания осуществляет свою деятельность; растущая степень влияния поставщиков и покупателей, замедление темпов роста рынка и т.п. Когда внешние возможности и угрозы выявлены, составляется таблица «Возможности — угрозы»
На третьем этапе исследования определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.
На четвертом этапе оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом.
Некоторые сильные стороны компании весомее, чем другие, так как они играют более важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе и в формировании ее стратегии.
Альтернативный вариант:
1 – Составление списка всех позиций по SWOT
2 - Занесение их в таблицу
3 – Составление матриц угроз и возможностей
4 - С учетом выявленных возможностей и угроз выделяются основные взаимно влияющие группы «Возможности – сильные/слабые стороны» «Угрозы – сильные/слабые стороны» и составляется соответствующая матрица.
5 - Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности.