Модель внутриотраслевого анализа позволяет оценить зависимость компании от прямых конкурентов, конкурентов, входящих в отрасль, производящих товары-субституты, от поставщиков и потребителей, а также оценить возможности отрасли и существующие угрозы. Значение и влияние каждого фактора конкуренции определяет цены, издержки, капиталовложения в пр-во и сбыт, т.е. определяет прибыльность бизнеса.
Факторы:
Соперничество между фирмами внутри отраслиоказывает наибольшее влияние на привлекательность отрасли. Определяется 8 переменными:
- кол-вом конкурентов и их возможностями;
- темпами роста рынка;
- степенью дифференциации продукции;
- издержками покупателя со сменой поставщика;
- себестоимостью пр-ва и ценами на готовую продукцию;
- затратами по выходу из отрасли;
- различиями в моделях корпоративного поведения;
- приобретение крупными компаниями из других отраслей убыточных фирм и осуществление мер по их превращению в лидеров.
Сила влияния поставщиковзависит от 7 факторов:
- концентрация поставщиков (т.е. их кол-во и соотношение их возможностей);
- степень дифференциации и уникальности их продукции;
- наличие товаров-заменителей (тов-в, отвечающих тем же потребностям);
- издержки по переключению на другого поставщика;
- значимость отрасли для поставщика;
- сила влияния пост-ка на качество и цену продукции;
- угроза интеграции вперед по цепочки ценностей со стороны пост-в.
Сила покупателей:
В нек случаях потребители обладают значительной рыночной властью и способны диктовать свои условия производителям.
Степень их воздействия зависит от:
- концентрации потребителей (их кол-ва и объема закупок);
- степени стандартизации и дифференциации пр-ции;
- возможности пок-лей осуществить вертикальную интеграцию назад;
- степень влияния цены на издержки;
- прибыльность отрасли фирмы-покупателя;
- стоимость переключения на нового поставщики или на товар-заменитель;
- значимость приобретаемого продукта.
Возможность появления новых конкурентов внутри отраслизависит от барьеров при вхождении в отрасль и от реакции компаний, действующих в отрасли. Угроза их появления зависит от:
- экономия на масштабах пр-ва;
- товарная дифференциация;
- объем необходимых капвложений;
- политика гос. регулирования;
- доступ к каналам распределения, ноу-хау и новым технологиям;
- приверженность покупателей к маркам.
Предложение товаров-субститутов. Уровень конкуренции определяется:
- затратами потребителя по переключению на субститут;
- уровнем конкуренции и прибыльностью отрасли субститутов;
- соотношением цена/качество у субститута;
- силой заменителя (степенью его превосходства).
При применении модели 5 сил следует учитывать, что значит. влияние оказывает государственная политика. Идеальной является конкурентная среда, в которой и поставщики и покупатели имеют слабую позиции, высоки входные барьеры и нет хороших заменителей. Т.об. чем сильнее влияние каждой из 5 сил, тем ниже рентабельность фирм в отрасли.