Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса «цена – количество» на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом, олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объе-мов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. При-быль фирм обусловлена трудной доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производи-теля над технологией.
Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон невыгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению при-были и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны, скорее всего, постараются договориться о ценах и объемах производства.
Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:
Совместная координация, картель.Цена и продукция отрасли и каждой фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли.
Сговор.Олигополистические фирмы соглашаются открыто, либо молчаливо приме-нять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок согласованно или со-гласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая получает прибыль, соответст-вующую ее продажам.
Нескоординированная олигополия.Характеризуется неуверенностью олигополи-стов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия договоренности или доста-точного знания типичной реакции конкурентов. В этом случае отмечается жесткая конку-ренция в области цен.
Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и соглаше-ниям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или иной участник поста-рается обойти условия соглашения. Поэтому часто это приводит к тому, что конкуренция об-ретает самые жесткие и бескомпромиссные формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения, условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывали бы динамично меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения меж-ду конкурирующими продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встре-чают поддержки со стороны государства, а, наоборот, подпадают под всевозможные ограни-чения и запреты.