Эти отрасли включают большое количества мелких и средних фирм, причем ни одна из них не является лидером, обладающим огромной долей на рынке и признанным покупателями (книгоиздание, ремонт автомобилей, рестораны и кафе быстрого обслуживания, медицинские услуги, производство мебели, пошив одежды). Причинами появления в отрасли большого количества средних и мелких производителей является:
- низкие входные барьеры;
- отсутствие экономии на масштабах производства, позволяющее мелким фирмам конкурировать с крупными при одинаковом уровне издержек;
- спрос на какой-либо товар невелик, поэтому объем продаж не может поддерживать производство и сбыт на уровне, необходимом для крупных фирм;
- рынок использования товаров (услуг) ограничен географически (химчистка, мед.услуги, ремонт автомобилей), поэтому местные производители имеют конкурентные преимущества;
- спрос на рынке на настолько велик и разнообразен, что требуется огромное количество фирм, чтобы удовлетворить запросы потребителей (рестораны, энергетика, пошив одежды);
- высокие транспортные издержки ограничивают радиус действия фирмы (производство бетонных блоков, молока, гравия);
- местные условия и обычаи отличают одну географическую зону от другой;
- отрасль является еще настолько новой, что ни одна из фирм не имеет достаточно опыта и ресурсов для завоевания крупной доли на рынке.
В некоторых раздробленных отраслях компании объединяются по и мере развития. Жестокая конкуренция, которая сопровождает медленный рост, ослабляет позиции слабые и неэффективные фирмы и способствует укреплению крупных и более влиятельных фирм. Некоторые отрасли так и остаются раздробленными, т.к. такая ситуация для них традиционна. Низкие входные барьеры превращают угрозу появления новых конкурентов в постоянно действующий фактор. Мелкие компании могут объединяться с целью достижения в процессе переговоров с поставщиками и покупателями более выгодных условий. При этом они могут добиться признание у покупателей и развиваться чуть быстрее, чем отрасль в среднем.
Возможные варианты конкурентных стратегий:
1) создание и эксплуатация типовых условий(в ресторанном бизнесе,в розничной торговле и др.);
2) обеспечение низких издержек;
3) специализация на виде товара (компании, производящие мебель могут специализироваться на выпуске одного вида продукта: плетеная или садовая мебель);
- 4) специализация на типе потребителя менее чутки к изменению цен;
- заинтересованы в уникальных свойствах товара;
6) фокусирование на ограниченных географических районах. Эта стратегия позволит уменьшить сроки доставки товара потребителю, обеспечить узнаваемость торговой марки, насыщенность рекламой (супермаркеты, банки успешно функционируют в ограниченном географическом районе, имея множество филиалов).
Многие стратегические подходы могут быть использованы одновременно.