Изучая стратегии организаций, можно выделить периоды постоянства; инкрементального изменения; колебаний, при которых изменение стратегии происходит, но его трудно определить; и трансформирующее изменение, связанное с радикальным изменением стратегического направления и достаточно редкое.
Рис.1. 4 Типы развития стратегий
Такое явление (Рис. 1.4.) известно как периодически нарушаемое равновесие. Для его рассмотрения удобен экспериментальный подход.
Punctuated equilibrium
Периодически нарушаемое равновесие (тип эволюции, при котором длительный период равновесия периодически нарушается кратким периодом бурного развития )
Is the tendency of strategies to develop incrementally with periodic transformational change
Тенденция стратегий развиваться инкрементально с периодическими трансформационными изменениями.
Рис.1. 5 Динамика изменения парадигмы
Последовательное развитие имеет смысл, так как происходит в рамках имеющихся опыта и понятий. Однако результаты этой стратегии могут не соответствовать изменениям окружения. Со временем это приводит к стратегическому дрейфу, при котором стратегия последовательно удаляется от соответствия среде. Это может случиться и с успешной компанией. В этом случае говорят о парадоксе Икара – бизнесах, ставших жертвой своего предыдущего успеха.
Strategic drift
Стратегический дрейф
Is where strategies progressively fail to address the strategic position of the organization and performance deteriorates
Происходит при прогрессирующем несоответствии стратегии стратегической позиции организации и ухудшении рабочих характеристик организации
Рис.1. 6. Риск дрейфа стратегии.
Наличие дрейфа здесь трудно определить, так как каждое изменение стратегии приводит к краткосрочному улучшению характеристик. Однако рассогласование нарастает (фаза 2) стратегия переходит в фазу неопределенности (фаза 3) и для избежания гибели (фаза 4) необходим трансформационный переход.
Нужно отметить и другую проблему, которая может встать перед организацией: серьезное преобразование, связанное с новым продуктом/услугой, может не найти потребителя. Организация оказывается «вне» окружения (фаза 5).
Все это указывает на необходимость поддержания баланса при разработке стратегии организации.