1. единство направления: организация должна обладать единством целей, интересов, принципов управления;
2. научность – это определение научного анализа лучших способов выполнения задач;
3. подчиненность личных интересов общим: интересы одного работника или группы не должны приволировать над интересами организации;
4. экономичность и эффективность: разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами;
6. оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией: при входе на рынок и при кризисе лучше централизация, в условиях успеха лучше децентрализация;
9. корпоративность - это высшая степень интеграции, объединение не только по функциям деятельности, но и по человеческим отношениям внутри организации, а также по отношению к организации в целом - ее миссии, целям и состоянию.
Реализация стратегического плана.
Стратегические планы реализуются по средствам разработки тактики.
Тактика - набор краткосрочных стратегий, оперативных планов, для каждого функционального отдела, филиала и представительства.
Оперативные планы и стратегии детализируют стратегический план, для каждой должности. В дополнении к тактике разрабатываются процедуры и правила.
Процедуры - должностная инструкция, детализирующая работу каждого индивидуума при конкретном наборе обстоятельств. Процедура исключает творчество при выборе метода.
Правила- строгая должностная инструкция, исключающая выбор действий.
Руководство обязано разработать краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение. Такие краткосрочные планы-стратегии называются тактикой.
Характеристика тактических планов:
- тактику разрабатывают в развитии стратегии
- стратегию разрабатывают руководители высшего уровня, тактику – руководители подразделений
- тактика рассчитана на более короткий период времени, чем стратегия
- результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты обнаруживаются быстрее.
Дополнительным ориентиром во избежание дезориентации и неправильного толкования планов является политика фирмы.
Политика фирмы – общее руководство для действий и принятия решений, облегчает достижение целей, формулируется высшими руководителями на длительный период.
Политика направляет действия на достижение целей и выполнение задач, объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели.
В дополнение к политике разрабатываются процедуры. Процедура описывает последовательность действий, которые следует предпринять в конкретных ситуациях. Чаще всего должностные инструкции.
Процедуры – это запланированные решения. Исключают необходимость инициативы. Индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив, его действия ограничены должностной инструкцией.
В дополнение к процедурам разрабатываются правила. Правила точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации, тоже инструкции, устав. Правила отличаются от процедур тем, что рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос, процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.
Проблемы исполнения правил и процедур.
Процедуры и правила препятствуют инициативе. Могут существовать лучшие альтернативы, чьи прописанные в инструкциях.
Возникают конфликты из-за способов, какими руководство представляет правила рабочим. Возникают конфликты из-за контроля.
Управление реализацией стратегического плана осуществляется разработкой бюджета. Бюджеты помогают распределить действия, относящиеся к использованию ресурсов по различным направлениям, способствующим достижению единой цели.
Бюджет фирмы – это финансовый план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций на определенный период в будущем.
Бюджеты составляются на год или более короткий срок по каждому отдельному подразделению, также основным функциональным областям деятельности (производству, маркетингу и т.д.), затем бюджеты консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации.
Основой формирования бюджета является прогноз продаж продукции, сделанный службой маркетинга и отраженный в маркетинговом плане. Бюджет продаж обязательно должен быть дополнен графиком ожидаемых поступлений денежных средств за проданную продукцию (доля продукции, оплаченной в течении 1-ого, 2, 3 месяца).
При составлении бюджетов учитывается удельный вес поставок на условиях предоплаты и по бартеру, обеспеченность заказов материальными ресурсами, степень загрузки производственых мощностей. Обобщение этой информации позволяет планировать поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год).
Бюджет предприятия состоит из доходной и расходной части. В оптимальном бюджете доходная часть равняется расходной.
В организациях отдел, занимающийся планированием, чаще всего называется ПРБ (планово-расчетное бюро).