В зависимости от уровня качества товаров цены могут быть следующих видов:
· цена распродаж (товар низкого качества по низкой цене, уцененные товары);
· цена равновесия (товар высокого качества по рыночной цене);
· цена престижная (товар престижного, очень высокого качества, когда психологически или экономически цена остается на втором плане);
· некорректная цена (товар высокого или среднего качества по авантюрно высокой цене);
· цена ограбления (товар среднего или низкого качества по высокой цене);
· цена начала атаки рынка (товар высокого качества, впервые представленный на рынке, начинает продаваться по средней цене);
· демпинговая цена (товар высокого или среднего качества, не полностью отвечающий современным требованиям, продается по сниженной цене для скорейшей его реализации).
При определении цены продукции следует учитывать следующиефакторы:
· уровень потребительского спроса на эту продукцию;
· эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
· возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
· меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий-монополистов);
· уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов.
Политика и стратегия ценообразования должны разрабатываться в соответствии с определенной (выбранной) маркетинговой стратегией предприятия. Такой стратегией, например, может быть:
• проникновение на новый рынок продукции;
• развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием;
• сегментация рынка продукции, т.е. выделение из общей массы покупателей и отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам продукции и чувствительностью к уровню его цены;
• разработка новых видов продукции или модификация уже существующей для завоевания новых рынков (например, для удовлетворения особых требований потребителей, в том числе зарубежных).
При разработке ценовой политики и стратегии предприятия необходимо:
1) определить оптимальную величину затрат на производство и сбыт продукции предприятия для обеспечения получения прибыли при уровне цен на рынке, который предприятие может достичь для своей продукции;
2) установить полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен на продукцию их потребительским свойствам;
3) найти величину объема продаж продукции или долю рынка для предприятия, при котором его производство наиболее прибыльно.
Решения по ценам должны приниматься в тесной увязке с решениями по объемам производства, управлению затратами, дизайну и конструированию продукции,ее рекламе и методам сбыта,