Если посмотреть на организацию с точки зрения выполняемых в организации работ, т.е. в качестве объекта управления рассматривать процессы (горизонтальный взгляд), то можно определить влияние маркетинга на все выполняемые в организации основные функции.
Данный взгляд на маркетинг в наибольшей степени соответствует представлению о маркетинге как о философии бизнеса. Данное представление о маркетинге подразумевает, что все, что делается в организации, направлено на достижение одной цели - удовлетворение потребностей клиентов. Ориентация всей компании на потребности клиентов - ключевой момент, свидетельствующий о том, что в компании реализована идеология маркетинга. Осуществление стратегического маркетингового управления начинается с анализа внешней и внутренней сред организации (стратегического анализа)
Анализ внешней и внутренней среды
В любой организации проводится постоянно в различных формах. Он является основой для принятия любых решений о деятельности организации. В данных материалах речь идет о методах анализа, которые можно применять целенаправленно и систематически , чтобы получить информацию, необходимую как для стратегического планирования, так и для оценки успешности реализации стратегии.
"Среда" или "окружение" организации - совокупность всех внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность этой организации. Анализ внешней и внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую как для стратегического планирования, так и для оценки успешности реализации стратегии. На основе данных этого анализа определяются цели и стратегии организации, и, в меньшей степени, ее миссия.
Внешняя среда - сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность.
Анализ внешней среды проводится для:
· определения возможностей , на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно поведет работу;
· выявления угроз , осложнений, которые будут ждать предприятие, если оно не сумеет вовремя отвратить негативные влияния окружения.
Внешняя среда состоит из "ближнего окружения" и "дальнего окружения". Ближнее окружение включает в себя клиентов, акционеров, поставщиков и конкурентов организации, дальнее окружение - все остальные заинтересованные группы (государство, общество и т.д.). В первую очередь анализируется ближнее окружение (отрасль), однако в условиях нашей страны очень важным фактором также является анализ действий органов государственной власти.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.
Сфера макросреды
Факторы макросреды
1. Международные факторы
1.1. Количество "горячих точек" в мире, где происходят какие-либо военные конфликты
1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в "горячих точках" в данное время
1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории в области образования, культуры, научно-технического прогресса, проводимых в данный момент в стране и в мире
1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе
2. Политические факторы
2.1. Стабильность демократических преобразований в стране
2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе
2.3. Количество забастовок с числом участников более 100, проводимых в стране в данный день
2.4. Криминогенная обстановка в стране
2.5. Количество политических фракций в законодательной власти
3. Экономические
факторы
3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны
3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны
3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей
3.4. Дефицит бюджета страны, %
3.5. Среднегодовые темпы инфляции
3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны
3.7. Наличие "стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развитие", опубликованной в открытой печати
3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)
3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны
3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности
3.11. Структура распределения доходов населения
3.12. Уровень развития финансовой системы страны
4. Социально-
демографические
факторы
4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни
4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения
4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)
4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем
4.5. Рождаемость и смертность населения страны
4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.
4.7. Миграция населения
4.8. Перспективность городов
4.9. Структура населения по доходу и др.
5. Правовые факторы
5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.п.
5.2, Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны
5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм
5.4. Наличие федеральной программы создания правового государства
5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов
5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и
горизонтали
6. Экологические факторы
6.1. Параметры экосистемы страны
6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, не отвечающих требованиям по экологичности
6.3. Затраты в бюджете страны, в %, на поддержание экосистемы страны
7. Природно-климатические факторы
7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе
7.2. Извлечение из недр природных ресурсов (интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения)
7.3. Характеристика климатических факторов страны
7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны
7.5. Степень использования вторичных ресурсов
8. Научно-технические факторы
8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества
8.2. Удельный вес числа докторов наук, профессоров в численности работающих страны
8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого (фондовооруженность труда ученого)
8.4. Уровень автоматизации производства в машиностроении страны
8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза, дол. США
8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны
9. Культурные факторы
9.1. Средний уровень образования населения страны
9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры (ед./чел.): театрами; кинотеатрами; библиотеками; объектами физической культуры и спорта
9.3. Отношение людей к окружающему миру
9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей
К факторам микросреды фирмы относятся: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков ("входа"); маркетинговых посредников фирмы по "входу" и "выходу" системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.п.). Чем выше конкуренция по "входу" и "выходу" системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров.