printf(“\nСумма чисел от 1 до %d равна %d ”, n, sn);
}
3. Рассортировать элементы заданного случайным образом целочисленного вектора vector[n] методом обменной сортировки (пузырька):
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <math.h>
#include <time.h>
{
time_t t;// текущее время для инициализации
// генератора случайных чисел
srand((unsigned) time(&t));// инициализация генератора // случайных чисел
printf("\nВведите нижнюю границу:");
scanf(“%d”, &vector_min);
printf("\nВведите верхнюю границу:");
scanf(“%d”, &vector_max);
printf("\nВведите размер вектора:");
scanf(“%d”, &n);
int vector[n];
printf("\nИсходный вектор:\n");
m = vector_max–vector_min + 1;
for (i=0; i<n; i++)
{
// получение случайного числа в диапазоне
// от vector_min до vector_max
vector[i]=rand()% m + vector_min;
printf(" %5d", vector[i]);
}
printf("\n");
for (m=n-2; m>=0 ;m--)
for (i=0; i<=m ;i++)
if (vector[i] > vector[i+1])
{
temp=vector[i];
vector[i]=vector[i+1];
vector[i+1]=temp;
}
printf("\nОтсортированный вектор:\n");
for (i=0; i<n; i++)
{
printf(" %5d", vector[i]);
}
printf("\n");
}
4. Рассортировать элементы заданного случайным образом целочисленного вектора vector[n] методом Шелла (обменная сортировка с убывающим шагом). В этом случае массив делится на группы по два элемента и производится сортировка в каждой группе: максимальный элемент ставится на второе место. После этого массив делится на группы по четыре элемента, и они снова сортируются. Количество элементов в сортируемой группе удваивается до тех пор, пока не остается одна группа, включающая все элементы массива, которая и сортируется окончательно:
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <math.h>
#include <time.h>
{
time_t t;// текущее время для инициализации
// генератора случайных чисел
srand((unsigned) time(&t));// инициализация генератора // случайных чисел
printf("\nВведите нижнюю границу:");
scanf(“%d”, &vector_min);
printf("\nВведите верхнюю границу:");
scanf(“%d”, &vector_max);
printf("\nВведите размер вектора:");
scanf(“%d”, &n);
int vector[n];
printf("\nИсходный вектор:\n");
m= vector_max–vector_min + 1;
for (i=0; i<n; i++)
{
// получение случайного числа в диапазоне
// от vector_min до vector_max
vector[i]=rand()% m + vector_min;
printf(" %5d", vector[i]);
}
printf("\n");
while (i1>=1)
{
{
per=1;
for (i=0; i<=i2; i++)
{
i3=i+i1;
if (vector[i] > vector[i3])
{
temp=vector[i];
vector[i]=vector[i3];
vector[i3]=temp;
per=0;
} // if (vector[i] > vector[i3])
} // for (i=0; i<=i2; i++)
} // do
while (!per);
} // while (i1>=1)
printf("\nОтсортированный вектор:\n");
for (i=0; i<n; i++)
{
printf(" %5d", vector[i]);
}
printf("\n");
}
В алгоритмах часто встречаются блоки, в которых процесс вычисления носит одинаковый характер, но требует использования различных исходных данных. Для каждого из таких повторяющихся блоков может быть составлена отдельная программа, причем таким образом, чтобы к ней можно было бы обратиться из любого места основной программы и после ее выполнения вернуться обратно в то же место, откуда к ней обратились. Такая отдельная программа, к которой можно обратиться из другой программы, называется подпрограммой.
Подпрограмма, произведя вычисления при заданных (входных) значениях аргументов, обеспечивает возврат в вызвавшую ее программу, причем в то же самое место, откуда она была вызвана. Разбиение большой программы на несколько мелких подпрограмм облегчает процесс программирования: маленькие подпрограммы легко читаются и понимаются, поэтому облегчается их отладка и тестирование. После того, как подпрограмма написана и отлажена, можно забыть, как она сделана. Достаточно знать, какие входные аргументы необходимы для ее работы, и что она дает на выходе.
Таким образом, подпрограмма представляет собой самостоятельную программу, имеющую входные и выходные аргументы (параметры), которая может быть написана и отлажена отдельно от других программ, а затем использована в них.
Примерами подпрограмм являются программы вычисления отдельных функций, имеющихся в библиотеках языков программирования – стандартные функции, а также функции ввода-вывода. Эти подпрограммы размещены в системной библиотеке языка, подключаемой к программе пользователя при ее обработке. Значит, используя в своей программе, например, функцию printf, мы обращаемся к стандартной библиотеке ввода-вывода stdio.h, подсоединяемой к нашей программе директивой препроцессора #include <stdio.h>.
В отличие от стандартных подпрограмм, входящих в системные библиотеки, в дальнейшем мы будем рассматривать подпрограммы, которые создает сам программист в процессе решения конкретной задачи.
В отличие от Паскаля, в языке Си используется только один вид подпрограмм – функции. Вообще любая программа на Си представляет собой совокупность взаимосвязанных функций, одна из которых является основной (головной) – main. С нее и начинается выполнение программы.
Функция – это подпрограмма, состоящая из заголовка, описания локальных (внутренних) переменных и блока (операторов, реализующих алгоритм вычислений). Она предназначена для вычисления единственного значения, зависящего от нескольких аргументов (формальных параметров).
Один из недостатков Паскаля заключался в том, что описание используемой функции нужно было помещать внутрь вызывающей ее программы, в раздел описания процедур и функций. В языке Си описание функций помещается отдельно от вызывающих программ, а перед заголовком main() основной программы помещаются прототипы (объявления) этих функций: