1. Развитие рекламы в российской прессе XIX века проходило несколько этапов, связанных со стадиями политического и экономического развития государства. Начало качественных изменений в газетной рекламе связано с процессами коммерциализации прессы.
2. Ликвидация государственной монополии на публикацию частных объявлений в прессе, происшедшая в пореформенный период, вызвала к жизни новые организационные и содержательные формы рекламирования.
3. На рубеже веков происходит взлет рекламной экспансии, проявившийся в изменении количества и облика рекламы на газетных полосах.
4. Реклама в российских журналах вплоть до середины XIX века касалась преимущественно библиографических сведений и приглашений к подписке. В пореформенный период, особенно с появлением массовых еженедельников, тематика объявлений расширяется и в первом десятилетии XX века сближается по содержанию и стилю подачи с газетными рекламными публикациями.
5. Теоретическое осмысление рекламного процесса в России набирает темп в пореформенный период, концентрируясь вокруг двух противостоящих позиций: одобрительно разъясняющей и негативно протестующей. Профессионально обучающая литература появляется в первом десятилетии XX века, но ее методическая и технологическая обеспеченность находится еще на начальном уровне.
Каковы основные этапы развития рекламы в российских газетах XIX века? Назовите эти газеты.
Чем отличается пореформенный период в бытовании российской рекламы?
Приведите примеры суггестивных приемов в рекламе, используемых российскими рекламодателями.
Какова ведущая тематика рекламных публикаций в российской прессе?
Каковы способы психологического воздействия печатной рекламы?
Каковы отличительные черты рекламы в российских журналах?
Как развивалось теоретическое обобщение рекламного процесса в России?
Предыдущее изложение познакомило читателя с главными этапами развития рекламной коммуникации в западном мире и в России. Нам представляется доказанной историческая глубина формирования данного специфического ответвления массовой информации. Примечательной особенностью рекламного процесса является типологическое сходство его бытования в различных национальных культурах, на различных хронологических отрезках развития культуры. Стадиальное соответствие основных параметров рекламного процесса у различных народов сочетается с отчетливой национальной спецификой конструирования, оформления и трансляции рекламных текстов. Залогом творческого успеха в этой сфере является максимальный учет особенностей общественной психологии любого конкретного сообщества.
Прослеживая этапы развития рекламы на длительном отрезке времени, можно убедиться в том, насколько энергично и оперативно данная деятельность включает в свою сферу различные технологические усовершенствования и изобретения, в какой бы области культуры они ни появлялись. Сам же рекламный процесс пронизывает собой все общественные ячейки, используя для этого ныне могущество всепроникающих масс-медиа.
Существенным фактором истории рекламы является бытование на всем протяжении исследуемого периода взаимодействия профессиональной и самодеятельной спонтанной составляющих данного коммуникативного русла. Даже в наши дни глобальной технизации массовой информации самодеятельный отросток рекламной профессии существует, хотя и оттесненный на периферию культуры. Он постоянно заявляет о себе стихийно, возрождаясь в условиях прямых контактов производителей, посредников и потребителей. Вследствие этого сфера рекламной деятельности постоянно становится рассадником инноваций, вносит в массовую культуру, частью которой она сама является, новые приемы и способы воздействия на аудиторию.
Мобильный, постоянно обновляющийся поток рекламных произведений до последнего времени не нашел в научной литературе адекватной жанровой систематизации. Авторы данной книги предложили генетическое основание для подобного осмысления этой отрасли творчества. Как мы старались показать, опорные жанры здесь имеют многовековую историю и постоянно модифицируются, порождая новые переплетения и «отростки», имеющие, как правило, коренные истоки в опыте культуры.
Наблюдаемая в веках эксплансия рекламных текстов в промышленно развитых странах с неизбежностью вызывает вопрос о ее пределах и последствиях. Нельзя не задумываться над итогами суммарного воздействия современной массированной рекламы на общественную систему ценностей и нравственный потенциал индивидуумов. Ответ на этот вопрос требует конкретных исследований историко-социологического характера. Его не следует оставлять без ответа, так как на всех исторических этапах меры по регуляции рекламы помогали смягчить возможные ее негативные последствия.
Недооценка этого аспекта рекламного процесса чревата серьезными общественными напряжениями типа тех, которые были порождены «патентной лихорадкой» в Америке, «кожной болезнью» неупорядоченных наклеек на городских стенах в Западной Европе, засильем недобросовестной рекламы в России. Являясь незаменимым помощником в конкуренции экономических, политических, творческих интересов, реклама сама конкурирует с иными аспектами массовой и «высокой» культуры за первостепенное внимание потребителей. Достигать в этих сложных взаимодействиях разумного баланса общественных интересов может помочь исторический взгляд на эти проблемы, изложенный в книге.
Абрикосов А. И. (1824-1904) — предприниматель, один из создателей кондитерского производства в России.
Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э. — 14 н. э.) — первый римский император.
Агин А. А. (1817-1875) — русский график, один из родоначальников книжной иллюстрации в России.
Аддисон Джозеф (1672-1719) — английский писатель.
Алексей I Комнин (ок. 1057-1118) — византийский император.
Алексей Михайлович (1629-1676) — второй российский государь из династии Романовых.
Анна Комнина (1083 - ок. 1148) — византийская принцесса, автор исторического труда «Алексиада».
Апулей Луций (ок. 124 — ок. 180) — римский писатель, философ-неоплатоник.
Аристофан (ок 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий комедиограф.
Бакст Л. С. (1866-1924) — русский живописец, график, театральный художник.
Барнум Финеас Тейлор (1810-1891) — американский рекламист, один из первых организаторов специальных событий, призванных формировать общественное мнение.
Бахтин М. Н. (1895-1975) — русский критик, литературовед, культуролог.
Бердслей Обри (1872-1898)— английский художник, график, карикатурист.
Бернар Клервоский (1090-1153) — французский церковный деятель, теолог-мистик.
Бертоло де Сассоферрато (ок. 1314 — ок. 1357) — итальянский правовед.
Билибин И. Я. (1876-1942) — русский график, театральный художник, живописец, педагог.
Боттичелли Сандро (1444-1510) — итальянский живописец.
Бродель Фернан (1900-1985) — французский историк.
Булгарин Ф. В. (1789-1859) — русский беллетрист, журналист, критик.
Бурлюк Д. Д. (1882-1967) — русский поэт, художник-авангардист.
Вийон Франсуа (ок. 1431 — после 1463) — французский поэт.
Волков Ф. Г. (1729-1763) — русский актер, театральный деятель, основатель первого постоянного публичного театра в России.
Врубель М. А. (1856-1910) — русский художник, представитель символизма.
Геллий Авл (ок. 130 — ок. 180) — римский писатель, автор книги «Аттические ночи».
Генрих II (1519-1559) — французский король.
Геродиан (ок. 165 — ок. 250) — римский историк.
Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до. н. э.) — древнегреческий историк.
Гиляровский В. А. (1853-1935) — русский писатель, автор книги «Москва и москвичи».
Головин А. Я. (1863-1930) — театральный художник, живописец.
Гончарова Н. С. (1881-1962) — живописец, график, театральный художник.
Гоголь Н. В. (1809-1952) — русский писатель.
Гольбейн Ганс Младший (1497-1543) — немецкий живописец, график.
Горький Максим (1868-1936) — русский писатель.
Готье Теофиль (1811-1872) — французский поэт, писатель-романтик.
Греч Н. И. (1787-1867) — русский историк литературы, прозаик.
Гутенберг Иоганн (ок. 1400-1468) — немецкий изобретатель типографского станка, первопечатник.
Демулен Камиль (1760-1794) — политический деятель эпохи Великой французской революции, журналист.
Джонсон Бен (1573-1673) — английский драматург.
Джонсон Сэмюэль (1709-1784) — английский писатель, критик, языковед.
Диккенс Чарльз (1812-1870) — английский писатель.
Диоген Лаэртский (1-я пол. III в.) — античный писатель, автор сочинения «Жизнь, мнения и учения знаменитых философов».
Добиаш-Рождественская О. А. (1874-1939) — русский ученый-медиевист.
Добужинский М. В. (1875-1957) — график, театральный художник.
Домье Оноре (1808-1879) — французский график, карикатурист, живописец, литограф.
Дюма Александр, сын (1824-1895) — французский драматург, прозаик.
Дюрер Альбрехт (1471-1528) — немецкий художник, гравер, теоретик искусства.
Елизавета Петровна (1709-1761) — российская императрица.
Екатерина II Алексеевна (1729-1796) — российская императрица.