русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Эволюция лубочного творчества в XIX веке


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1655; Нарушение авторских прав


Глава 8. Российская изобразительная реклама в XIX - начале XX века

Контрольные вопросы

Общие выводы

 

1. Рекламный процесс в Соединенных Штатах Америки, ставших независимым государством, отражал основные этапы его эконо­мического и политического развития. Специфическая роль рек­ламы в США, отмечаемая американскими культурологами, за­ключается в чрезвычайно высокой степени влияния рекламных произведений на формирование народной культуры североамери­канской популяции в XVIII-XIX веках.

2. Существенными вехами в интенсификации рекламного процесса явились начало индустриальной революции в США в первом де­сятилетии XIX века и политико-экономический подъем, последо­вавший после завершения Гражданской войны и отмены рабовла­дения.

3. В последней трети XIX века США стали общепризнанным миро­вым лидером в области рекламы, чему способствовала как интен­сивность рекламных потоков в прессе, так и творческая изобрета­тельность в организации популяризаторских акций, рекламном использовании упаковки, предложении новых способов подачи текстов со стороны агентов.

4. Рубеж XIX-XX веков отмечен в США активным включением в рекламный процесс национальных еженедельников и ежемесяч­ников, в которых участвуют художники-профессионалы, значи­тельно усовершенствовавшие эстетический облик многоцветных рекламных обложек, полос и плакатов.

5. Экспансия рекламы в США имела определенные негативные по­следствия: распространение недостоверной информации, нару­шение этических норм благопристойности, недобросовестную кри­тику конкурентов и т. п. Реакцией на это стало издание ряда государственных законодательных актов, касающихся рекламы, и формирование профессиональных объединений рекламодателей и рекламистов, отвечающих за внутрикорпоративную регуляцию рекламных процессов.



 

 

 

  1. Назовите основные хронологические этапы развития рекламы в США XVIII-XIX веков?
  2. Как заявляло о себе лидерство рекламных интересов в американской прессе?
  3. Чем прославился в истории рекламы Ф. Т. Барнум?
  4. Объясните, как связана «патентная лихорадка» в США с общими закономерностями фирменного маркирования?
  5. Расскажите о главных изменениях, происшедших в экономике и рекламе США после Гражданской войны.
  6. Какое место занимает реклама в общекультурных приоритетах США?
  7. Охарактеризуйте главные тенденции конструирования рекламных текстов в США на рубеже XIX-XX веков.
  8. Расскажите об истоках и практике социальной рекламы в США.
  9. Перечислите известные вам общественные организации, осущест­вляющие профессиональное саморегулирование рекламного про­цесса в США.

 

 


Эволюция лубочного творчества в XIX веке
Афиша и вывеска в XIX — начале XX века
Фирменный знак обретает российское гражданство
Малые изобразительные формы рекламы
Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX веков
Начало фоторекламы в России
Российские выставки как синтетический рекламный жанр
Общие выводы
Контрольные вопросы

 

 

Как можно было заметить по предыдущим главам, первые два деся­тилетия XIX века ведущие европейские государства в экономическом отношении развивались инерционно. Это определяло и не слишком бурное наращивание новаций в рекламном процессе. Для России так­же характерно данное положение. На первом месте по совокупности коммерческого товарооборота продолжали оставаться ярмарки. Напом­ним, что в 1817 году наиболее популярная приволжская Макарьевская ярмарка была переведена в Нижний Новгород — ближе к мануфактурно-промышленным центрам. В условиях ярмарок продолжает процве­тать фольклорная устная реклама, основные разновидности которой рассмотрены в главе 5.

В дополнение к ярмаркам еще более широкого размаха в первой по­ловине XIX века достигает коробейничество, развозная торговля, обес­печивавшая хороший сбыт при минимальных рекламных усилиях, как всегда это бывает, если отсутствует выбор товаров, услуг, предметов первой необходимости. Устное слово в этих условиях лидирует среди иных знаковых средств оповещения до конца столетия.

Огромной популярностью продолжает пользоваться в XIX веке лу­бок. Принципы его производства и распространения эволюциониру­ют, втягивая в набор типовых сюжетов военно-патриотическую тема­тику, особенно в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. Постепенно ксилографическая резьба на деревянных досках сменяет­ся резьбой и травлением по меди. Начиная с 60-х годов XIX века рос­сийский лубок осваивает литографию.

Ужесточение цензурных правил после подавления восстания декаб­ристов распространилось и на лубочное производство. Цензурные законы 1826 и 1839 годов стали непреложны для народной картинки с 1851 года1.

И это значительно усложнило оперативную реакцию «простовиков» на события, а также и на исполнение заказов рекламного характера. Можно говорить о дальнейшем широком производстве религиозных, нравственно-дидактических и просветительских сюжетов, направлений, сходных с современной социальной рекламой: обличение пьянства, безумного расточительства, плутовства. В известной ныне лубочной продукции XIX века образцов коммерческой рекламы не сохранилось, что говорит если не о полном отсутствии подобной тематики, то о ее недостаточно интенсивном распространении.

Комплекс новых законов, сопровождавших крестьянскую рефор­му 1861 года, привел к сокращению торговли лубочными листками по деревням: офени почувствовали усиление налогового бремени, которое раньше было для них льготным. Главными пунктами распро­странения лубков в глубинке стали опять-таки ярмарки, обеспечи­вавшие львиную долю всего коммерческого кругооборота в России в XIX веке.

Изменение технологии и условий распространения народных кар­тинок не повлияло на степень их популярности. Напротив: их фольклорно-кустарное производство во второй половине XIX века становится все более профессиональным. Создаются крупные мастерские: семей­ства Ахметьевых в Москве, И. А. Голышева в Мстере и другие. Здесь печатание лубков поставлено «на поток», постепенно теряя черты не­замутненной фольклорной естественности (простодушия, наивности) и переходя в разряд городской массовой культуры.

Заметной частью этой лубочной продукции стали сюжеты, посвя­щенные эпизодам из жизни царствующей императорской фамилии, изображения, связанные с утверждением в духовном сане ведущих церковных иерархов и с многолюдными процессиями по случаю их по­гребения. Элементы документальной «репортажности», ощущаемые в подобных листках, — еще одно свидетельство глубинных сдвигов в ми­роощущении авторов народных картинок: по преимуществу, сказочный, мифологический контекст изображений сменяется реалистическим бытовизмом. «Простовики» второй половины века отличаются возра­стающими размерами вербального текста. Нередко это литературные произведения, ставшие популярными песнями. Причем далеко не всегда текст и изображение сопряжены друг с другом достаточно органично. Об утрате фольклорного, как правило анонимного, характера творчества свидетельствует и появление авторских подписей на листках. Правда, «это не имя художника — создателя произведения, а фамилия (иногда и адрес) владельца мастерской, предпринимателя, ответственного пе­ред цензурой»2.

Прежде чем полностью уйти с авансцены народной русской культу­ры в начале XX века, этот вид творчества дал импульсы формирова­нию жанра многоцветного плаката в России и долго еще продолжал напоминать о себе в стилистике ярмарочных афиш и вывесках заведе­ний, отдаленных от столичных центров.

На исходе первого десятилетия XX века лубочный стиль стал одной из творческих координат профессиональных художников-примитиви­стов, одним из направлений многолетних, в том числе и весьма продук­тивных, эстетических исканий. Таковым стало обращение к лубку ху­дожника Казимира Малевича и поэта Владимира Маяковского в обстановке Первой мировой войны. Их рекламно-пропагандистские цветные «народные картинки» с рифмованными подписями частушеч­ного типа пользовались популярностью на фронте и в тылу. Этот опыт сопряжения с лубочной стилизацией В. Маяковский еще раз остроум­но использовал в знаменитых «Окнах РОСТА» периода Гражданской войны 1918-1920 годов.

Но вернемся в российский XIX век и обратимся к проявлению лу­бочных традиций в российских настенных рекламных жанрах.

1 Саковш А. Г. Московская народная гравюра второй половины XIX века // Народная картинка XVII-XIX веков. — СПб., 1996. С. 139.

2 Алексеева М. А. Русская народная картинка // Народная картинка XVII-XIX веков. — СПб., 1996. С. 9.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разнообразие рекламных приемов и способы их регулирования | Афиша и вывеска в XIX — начале XX века


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.