Автоматизированные системы управления требуют пристального внимания в аспекте начального и оперативного обучения человека (коллектива людей) совместно с испытательными (в широком смысле) работами, связанными с технологическими агрегатами и средствами их автоматизации. В составе действующих и проектируемых АСУ ТП заложены большие потенциальные возможности для развития испытательных и обучающих подсистем (стендов, тренажеров), обеспечивающих как освоение правил ведения технологических объектов, так и правил исследования, диагностики, наладки и совершенствования средств и систем автоматизации.
Принципиально важной является классификация тренажеров на автономные и встроенные. Автономные тренажеры получили большое распространение и им посвящены разнообразные публикации [94-101]. Совершенно иное положение со встроенными тренажерами и опирающимися на них системами активного обучения.
Класс встроенных автоматизированных тренажерно-обучающих систем (ВАТОС) характеризуется высокой степенью интеграции с предопределяющими их появление базовыми автоматизированными комплексами. Именно в таком плане следует, по-видимому, трактовать большей частью понятие "встроенные", причем не только для рассматриваемого здесь предмета.
Базовые автоматизированные комплексы, будь то промышленные АСУТП и АСУП или другого рода объекты с достаточно развитыми информационно-вычислительными средствами, являются первоосновой построения и функционирования ВАТОС. Вместе с тем они сами существенно изменяются в лучшую сторону по мере развития ВАТОС. Другими словами, имеют место плодотворные двусторонние интеграционные процессы. При этом ВАТОС служат не только для подготовки и повышения квалификации кадров "со стороны", но и непосредственно для более надежного и эффективного выполнения основной деятельности в составе базовых автоматизированных комплексов. Стоит сказать и о том, что действительно успешное испытание и освоение последних становится возможным во многих случаях благодаря именно ВАТОС.
Излагаемые далее конкретные представления опираются, главным образом, на обобщение соответствующего опыта применительно к АСУТП и АСУП в черной металлургии. По аналогии возможно "охватить" и другие отрасли промышленности. Предположительно отметим некоторое сходство с разновидностью встроенных тренажеров военного назначения, анализируя краткие доступные публикации по крупной американской программе научно-исследовательских и проектных работ с нацеленностью на их широкое создание и применение в составе автоматизированных комплексов движущихся и иных объектов.
Учитывая фундаментальную роль принципа многовариантности для творческого активного обучения (как и творческой деятельности вообще), первостепенное внимание уделено развитию ВАТОС на базе средств и систем с многовариантной структурой. Наряду с НММ привлечены методы восстановительно-прогнозирующей алгоритмизации (ВПА) в ориентации на многовариантное представление "от простого к сложному" самих предметов изучения и нормативных процедур обучаемых и обучающих.
В общем виде ВАТОС включают: 1) многовариантную комплексную модель предмета изучения, которая "содержит" в себе типопредставительный натурный объект и соответствующую ему базу натурных данных, не только адаптивные ПМ; 2) многовариантные адаптивные модели нормативной и фактической деятельности обучаемых (Учеников); 3) многовариантные адаптивные модели нормативной и фактической деятельности обучающих (Учителей); 4) многовариантную адаптивную управляющую процессом обучения систему; 5) многовариантную систему интеграции учебной, научной и производственной деятельности.
При практическом воплощении каждая конкретная разновидность задуманной ВАТОС часто подвергается различным упрощенным и корректирующим дополнениям, особенно в аспекте человеческого фактора, временных, экономических и технических ограничений.
Обобщенная схема интегрированной АСУ с встроенной автоматизированной тренажерно-обучающей системой представлена на рис. 9.4. Натурный объект деятельности (НОД) может быть, в частности, объектом управления и тогда целенаправленные воздействия на НОД являются управляющими воздействиями на него, а натурная деятельностная система (НДС) выполняет роль натурной управляющей системы. Регламентирующие модели деятельности (РМД) относятся к алгоритмическим и человеко-машинным моделям нормативного (предписывающего) типа. Базы данных (БД) связаны с условиями, строением и функционированием НОД и НДС. Один из вариантов более детальной схемы ВАТОС дан на рис. 9.5. Схемы рисунков 9.4 и 9.5 обобщают опыт построения тренажерно-обучающих систем (тренажеров), полученный в течение длительного времени.
измерительные блоки НОД
исполнительные блоки НОД
модели (ПМ)
Натурная деятельная система (НДС)
Натурный объект деятельности (НОД)
Выходные воздействия от НОД
измерительные блоки НОД
измерительные блоки НОД
Y
Пересчётные математические
система (ОДС)
ли деятельности (РМД)
Обучаемая деятельностная
Регламентирующие моде
стема (ОУС)
БД ВАТОС
Организующая учебная си
ной компоненты в ИАСУ
воздействия на НОД
ВАТОС в качестве встроен
Входные
Целенаправленные воздействия на НОД
Внешние воздействия на НОД
ния
Цели и ограниче
Рис 9.4. Обобщенная схема интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ) с ВАТОС
Данные НОД, НДС, передовой опыт, инструкции, новые идей
БАЗА ДАННЫХ
Нормативно справочная информация
Характеристики агрегатов и оборудования
Технологические и должностные инструкции
Характерные ситуации для их распознания
Нормативных режимов
Экстремальных режимов
Характерные ситуации для принятия решений
Нормативных режимов
Экстремальных режимов
Пересчетные математические модели
Регламентирующие модели
Отчётные модели
Блок воспроизведения характеристик агрегатов, оборудования и режимов обучаемого
Воспроизведение характеристик агрегатов и оборудования и характерных ситуаций с генерацией дополнительных воздействий
Воспроизведение пересчетных математических моделей
Имитация режимов обучаемого
ОБУЧАЕМЫЙ
Пульт обучаемого
Система управляемого отображения информации (СУСИ)