Глава 3. Реклама в западноевропейской средневековой культуре
Контрольные вопросы
Общие выводы
1) Профессиональная реклама в условиях античных городов вычленяется из синкретичных форм проторекламы. Синкретичность — это состояние сплавленности, свернутости текста, когда он выражает ряд направлений деятельности и имеет полифункциональный характер. Профессионализм — осознанное определение целей, методов и средств конкретного направления деятельности.
2) Профессиональная реклама античности использует все общекультурные знаковые средства и их комбинации. Ее опорный жанр — устные объявления, представляющие собою сгусток оперативной общеполезной информации. Исходная форма «обрастает» богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих образы (имиджи) развернутых рекламных текстов. Их цель — все активнее воздействовать на психику потенциального потребителя, реципиента, приковывать его внимание, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к ценным для рекламодателей действиям.
3) Истоки таких жанров, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция, восходят к античности.
4) Античная реклама обслуживает, не менее восьми из десяти перечисленных в I таблице социальных сфер жизнедеятельности полиса. Это активно действующие коммерческие, религиозные, политические, юридические рекламные тексты, а также реклама интеллектуальных и бытовых услуг. Варианты межличностной рекламы и саморекламы также отчетливо заявляют о себе.
5) В античной культуре, как греческой, так и римской, наличеству ют факторы регулирования рекламного процесса со стороны властных структур, стремление добиваться достоверности в рекламных коммуникациях.
Назовите опорные факторы формирования урбанистической культуры.
Каковы ведущие предпосылки профессионализации рекламной деятельности в античности?
Какие жанры рекламы чаще всего встречались на улицах античного города?
Назовите варианты предвыборной политической рекламы в античности.
Что характерно для конфессиональной рекламы античности?
Каковы способы регулирования рекламы в античности?
В чем может быть полезен опыт античной рекламы для современности?
• Общая характеристика периода • Конфессиональная протореклама • Новшества развитого Средневековья • Рекламные функции средневековых городских глашатаев • Рекламная деятельность герольдов • Фольклорные виды устной рекламы Средневековья • Рекламные особенности «криков улиц» • Реклама стационарных зазывал • Рекламный ярмарочный фольклор • Изобразительная реклама развитого Средневековья • Торговая и цеховая эмблематика в рекламном процессе • Цеховые демонстративные акции и саморегулирование цеховой рекламы • Активизация религиозной рекламы • Предплакатные жанры рекламы • Изобразительная и письменная реклама позднего Средневековья • Общие выводы • Контрольные вопросы
Прежде чем рассматривать известные нам виды рекламной деятельности в эпоху Средневековья, напомним некоторые ведущие черты западноевропейской культуры этого периода. Необходим учет нескольких существенно отличающихся между собой этапов, принятых в медиевистике (науке, изучающей европейское Средневековье). Это раннее Средневековье V-X веков; развитое Средневековье — XI-XIV веков, позднее Средневековье и Возрождение XV-XVI веков.
Первый из указанных периодов отличает возврат архаичного синкретизма в отношении многих ранее отдифференцировавшихся видов деятельности и отражающих их типов текстов. Происходит как бы «погружение» теории и практики юриспруденции, педагогики, политики, искусства, ставших в греко-римской античности четко самоопределившимися профессиями, в универсум христианской теологии и конфессиональной практики. Всемирно известный отечественный культуролог А. Я. Гуревич пишет: «Различные сферы человеческой деятельности в эту эпоху не имеют собственно "профессионального языка" — в том смысле, в каком существуют языки хозяйственной жизни, политики, искусства, религии, философии, науки или права в современном обществе»1.
Начавшие типологически оформляться в античности рекламные тексты не находят дальнейшего развития в данное время. Определенное «затухание» многообразия коммуникативных потоков предопределяется глубоким экономическим кризисом, переживаемым большинством регионов Западной Европы, распадом ранее оживленных торговых связей, упадком — даже деградацией — городской жизни. Раннее Средневековье переживает стадию дезурбанизации, утрачивая тем самым повседневную потребность в массовой информации. Такова ведущая специфика времени, не исключающая, разумеется, различных проявлений демонстративного оформления важнейших общественных акций. Можно говорить о существенном возрастании значимости проторекламных текстов.
1Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972. С. 12-13.