сейчас ссылка q указывает на элемент -3 , то есть q^.Inf = -3, а поле q^.Next содержит адрес элемента -12. Ссылка r указывает на предыдущий элемент списка, то есть на 5, а в r^.Next содержится адрес удаляемого элемента - r^.Next = q :
3. в ссылочное поле r^.Next помещается адрес, хранящийся в q^.Next, то есть адрес элемента -12:
r^.Next := q^.Next;
Сейчас оба элемента (5 и -3) будут соединены с элементом -12,
а связь между элементами 5 и -3 разрывается.
4. освобождаем память от удаленного элемента -3 и возвращаем указатели q и r в голову списка:
Dispose(q); удаляем из памяти элемент -3
q := head^.Next; на первый элемент списка
r := head; на указатель на голову списка
Пример: сформировать список из элементов 5, -3, 17, -12 и вывести его на экран. Удалить из списка несколько элементов (конец удаления – число 0), каждый раз выводя новый список на экран.
Интерфейс:
Первое число: -12
Следующее число: 17
Следующее число: -3
Следующее число: 5
Следующее число: 0
Введено чисел: 4
Введенные числа:
Удаляемый элемент: 17
Новый список:
Удаляемый элемент: 5
Новый список:
-3 -2 -12
Удаляемый элемент: 10
Список:
-3 -2 -12
Удаляемый элемент: 0
Список:
-3 -2 -12
Программа:
Type TPoint = ^TElement;
TElement = Record
Inf: Integer;
Next: TPoint;
Var head, q, r : TPoint;
poisk: Integer;
flag: 0..1; флаг поиска (0 – элемент не найден)
New(head); head -указатель на голову списка
head^.Inf := 0;количество элементов в списке
head^.Next := Nil; списка еще нет
New(q); формируем первый элемент
Write(‘Первое число: ’);
ReadLn(q^.Inf);вводим его информационную часть
If (q^.Inf=0)если ввели 0,
Then Exit; то выходим из процедуры
head^.Inf := 1;в списке один элемент
q^.Next := head^.Next;вставляем его в голову списка
head^.Next := q; в head^.Next адрес головы списка
New(q);формируем очередной элемент
Write(‘Очередное число: ’);
ReadLn(q^.Inf);вводим его информационную часть
If (q^.Inf=0) если ввели 0,
Then Break;то выходим из цикла ввода
head^.Inf := head^.Inf + 1;увеличиваем счетчик элементов на 1
q^.Next := head^.Next;вставляем элемент в голову списка
head^.Next := q;в head^.Next адрес головы списка
Until (q^.Inf = 0);
Procedure Vyvod_spisok; процедура вывода списка
q := head^.Next;текущую ссылку – на первый элемент
While (q <> Nil) Doпока не конец списка
Write(q^.Inf:5); выводим очередной элемент
q := q^.Next; ссылку – на следующий элемент
Begin головная программа
WriteLn(‘Создание списка’);
Formir_spisok; обращение к процедуре создания списка
WriteLn(‘Введено чисел: ’, head^.Inf);
WriteLn(‘Введенные числа:’);
Vyvod_spisok; обращение к процедуре вывода списка
WriteLn(‘Удаление элементов из списка’);
Write(‘Удаляемый элемент: ’);
If (poisk = 0) если он равен нулю,
Then Break; то выходим из цикла удаления
flag := 0; флаг поиска равен нулю – удаляемый элемент пока не найден
q := head^.Next; поисковый указатель q – на первый элемент списка,
r := head; тормозной r - на голову списка
While (q <> Nil) Do пока не конец списка
If (q^.Inf = poisk) ищем нужный элемент
flag := 1; если элемент найден:
Break; выходим из цикла поиска
r := q; иначе подтягиваем r к q
q := q^.Next; иделаем шаг по списку
If (flag = 0) Then если элемент не найден:
WriteLn(‘Такого элемента в списке нет’);
WriteLn(‘Список:’);
Vyvod_spisok; выводим список
Continue; и продолжаем цикл удаления
r^.Next := q^.Next; если элемент найден,
Dispose(q); то удаляем его из списка и освобождаем память
head^.Inf := head^.Inf - 1; уменьшаем счетчик элементов на единицу
q := head^.Next; возвращаем указатели в голову списка
If (head^.Inf = 0) Then если в списке не осталось элементов
WriteLn(‘Список пуст’);
WriteLn(‘Новый список:’);
Vyvod_spisok; выводим новый список
Until (poisk = 0); окончание цикла удаления элементов
WriteLn(‘Список:’);
Vyvod_spisok; выводим окончательный список
Таким образом, операции вставки и удаления элементов из списка представляют собой изменение значений ссылочных полей определенных элементов списка.
Широкое применение связные списки получили при решении задач сортировки последовательностей данных.
Пусть имеется связный список из трех чисел, расположенных по возрастанию от головы к хвосту списка: 3, 5, 12.
Добавим в описание переменных новую ссылку v , которую будем использовать для формирования нового элемента:
Var head, q, r, v: TPoint;
Остальные ссылки выполняют следующие функции:
head – ссылка на первый элемент списка,
r - поисковая ссылка,
v - всегда отстает от нее на шаг, используется для переадресации элементов списка.
Список сформирован, и значениями переменных head и r является ссылка на первый элемент списка, а переменная q отстает на шаг от r и ссылается на head:
Необходимо вставить элемент 7 на свое место в списке, то есть перед12.
Для включения нового элемента в готовый список выполняются следующие действия:
1. создается новый элемент и заполняется его информационное поле:
New(v);
v^.Inf := 7;
2. в списке находится первый элемент, больший вставляемого, то есть элемент, перед которым должен стоять новый, в данном случае элемент 12; для этого используем переменную r :
While (r <> Nil) Do пока не дошли до конца списка
If (r^.Inf <= v^.Inf) Then если текущий еще меньше вставляемого,