Самой простой базовой структурой является цепочка – последовательность операторов присваивания.
Цепочку можно представить следующей схемой:
Основное свойство цепочки – очередной оператор цепочки будет выполнен после выполнения всех предыдущих операторов, то есть все операторы цепочки выполняются последовательно друг за другом.
Алгоритм циклического обмена в этом случае будет выглядеть следующим образом:
Переменные a и b обмениваются своими значениями через переменную x.
По этому алгоритму можно написать последовательность операторов на Паскале:
x := a;
a := b;
b := x;
Одним из достоинств компьютеров является их способность делать выбор пути решения задачи в зависимости от выполнения заданных условий.
Выбор пути решения осуществляется в алгоритмических языках ветвлениями, которые могут быть представлены в двух формах:
· альтернатива,
· переключатель.
Альтернатива является простейшей формой ветвлений. Она предполагает выбор одного из двух путей решения задачи, причем этот выбор зависит от выполнения заданных условий:
истина (да)ложь (нет)
Альтернативу можно описать словесно:
В альтернативе может отсутствовать часть (ветвь) ИНАЧЕ, тогда она приобретает вид усеченной альтернативы:
В альтернативе в качестве условия используется логическое выражение, которое, как известно, может быть истинным или ложным.
Действие альтернативы:
1. проверяется выполнение условия,
2. если условие истинно, то выполняется следующая за ним цепочка-1, а цепочка-2, если она имеется, не выполняется,
3. если условие ложно, то выполняется цепочка-2, если она имеется.
В Паскале альтернатива реализуется условным оператором:
где условие – это любое логическое выражение.
После ключевых слов Then и Else в Паскале может следовать только один оператор языка, причем перед Else точка с запятой не ставится.
Примеры:
1. определить значения переменной z после выполнения операторов:
z := 3;
If (x – z > 0) в данном случае условиеложно, поэтому
Then z := z – 1 будетвыполняться ветвь Else, и, значит,
Else z := z + 1; z = 4
2. определить наибольшую из двух переменных a и b, присвоив ее значение переменной с:
данет
Словесное описание алгоритма:
ЕСЛИ (a > b)
ТО c = a
ИНАЧЕ c = b;
Реализуем этот алгоритм на Паскале:
If (a > b)
Then c: = a
Else c: = b;
3. решить эту же задачу сокращенной альтернативой:
а)двумя сокращенными альтернативами:
If (a > b)
Then c := a;
If (b > a)
Then c := b;
б)одной сокращенной альтернативой:
c := b;
If (a > b) Then c := a;
Реализация альтернативы усложняется, если в каждой ее ветви имеется не по одному оператору, а по цепочке операторов. В этом случае цепочки заключаются в операторные скобки: BEGIN … END. Получается составной оператор:
sin c,если c < 2,5
a =
cos c,если c ≥ 2,5
| c |,если c < 2,5
b =
1/c, если c ≥ 2,5
На Паскале:
If (c < 2.5) Внимание! Перед служебными словами
Then ThenиElse , а также после них точка с
Begin запятойне ставятся!
a:=Sin(c);
b:=Abs(c) Перед End точку с запятой можно не ставить!
a:=Cos(c);
b:=1.0/c
В условном операторе If после слов Then и Else могут в свою очередь следовать новые операторы If , что дает возможность использовать вложение операторов If до любого уровня:
Примеры:
1. определить наибольшую из трех переменных x, y,z и присвоить ее значение переменной s:
а) с использованием полной альтернативы:
ЕСЛИ (x > y) If (x > y)
ТО ЕСЛИ (x > z) Then If (x > z)
ТО s = x Then s:=x
ИНАЧЕ s = z Else s:=z
ИНАЧЕ ЕСЛИ (y > z) Else If (y > z)
ТО s = y Then s:=y
ИНАЧЕ s = z; Else s:=z;
Внимание! В этом вложенном операторе точка с запятой только одна – в конце всего оператора.
б) с использованием усеченной альтернативы: вариант 1
s = z; s := z;
ЕСЛИ (x > y) If (x > y)
ТО ЕСЛИ (x > z) Then If (x > z)
ТО s = x; Then s:=x;
ЕСЛИ (y > x) If (y >x)
ТО ЕСЛИ (y > z) Then If (y > z)
ТО s = y; Then s:=y
вариант 2 – с использованием операции конъюнкция
s = z; s := z;
ЕСЛИ (x > y) & (x > z) If (x > y) And (x > z)
ТО s = x; Then s:=x;
ЕСЛИ (y > x) & (y > z) If (y >x) And (y > z)
ТО s = y; Then s:=y;
По принятому в Паскале соглашению, Else всегда относится к ближайшему предшествующему ему незанятому If:
If (n>0)
Then If (m Mod n > n)
Then m := m – n
Else m := m + n
Else m := m Mod n;
В данном случае ветвь Else m := m + n относится к If (m Mod n > n), а ветвь Else m := m Mod n относится к If (n > 0).
Часто встречающиеся ошибки программирования:
1. Использование в качестве условия выражения не логического типа: