Знакомые по школьному курсу константы – это числа: ускорение свободного падения, число π и т.д.
В Паскале это не только числа, но и символы.
Константы представляют собой величины, которые не изменяются в процессе выполнения программы, то есть их значения фиксированы.
Внимание! Речь идет не о поименованных или типизированных константах. О них разговор пойдет дальше.
В Паскале используются константы пяти стандартных типов:
1. целые – целые числа
Тип
Диапазон
Формат
ShortInt – короткое целое
-128 … 127
1 байт со знаком
Integer - целое
-32768 …+32767
2 байта со знаком
LongInt – длинное целое
-2 147 483 648 … 2 147 483 647
4 байта со знаком
Byte – длиной в байт
0 … 255
1 байт без знака
Word – длиной в слово
0 … 65535
2 байта без знака
2. вещественные – числа с дробной частью
Тип
Диапазон
Точность
Формат
Real - вещественный
± 2,9 × 10-39 … ±1,7 × 1038
11 – 12 знаков
6 байт
Single – с одинарной точностью
± 1,5 × 10-45 … ±3,4 × 1038
7 – 8 знаков
4 байта
Double – с двойной точностью
± 5,0 × 10-324 … ±1,7 × 10308
15 – 16 знаков
8 байт
Extended – повышенной точности
± 1,9 × 10-4951 … ±1,1 × 104932
19 – 20 знаков
10 байт
Comp - сложный
-2 × 1063 +1… 2 × 1063 -1
19 – 20 знаков
8 байт
3. логические – Boolean – константы, имеющие только два значения
True – истина
False – ложь
4. символьные – Char – все символы алфавита Паскаля, заключенные в апострофы:
‘a’ ‘b’ ‘c’ ‘0’ ‘9’ ‘#’ ‘_’
5. текстовые – String – набор символов, заключенный в апострофы:
‘hello’ – не длиннее 255 символов.
1. Целые константы (целые числа) записываются как обычно:
2. Вещественные константы могут быть записаны в двух формах:
· форме с фиксированной запятой – в виде десятичной дроби, только вместо десятичной запятой ставится точка. Число не должно начинаться или заканчиваться десятичной точкой. В памяти компьютера сохраняются 11-12 цифр дробной части:
Ошибки: 5. .1 - отсутствуют дробная или целая части
· форме с плавающей запятой – в виде мантиссы с последующим десятичным порядком (экспоненциальная форма записи):
-2.3e-12 0.41E+5 -6.23e15
Показатель степени записывается после буквы е (Е), причем знак плюс не обязателен.
Внимание! В записи числа пробелы и знаки умножения недопустимы!
В математике с понятием переменной связывают некоторый поименованный объект, который может принимать одно значение из допустимого множества значений.
В программировании термин переменная означает ячейку оперативной памяти, в которой находится текущее значение какого-то объекта программы. Имя переменной рассматривается как наименование или адрес такой ячейки памяти. Знание этого адреса дает возможность программисту изменять значение переменной в процессе выполнения программы.
Константам тоже выделяются необходимые ячейки памяти, однако их адреса программисту недоступны, поэтому значения констант нельзя изменить в процессе выполнения программы.
Таким образом, понятие переменной употребляется для обозначения поименованной величины, которая может принимать одно из допустимого диапазона значений. Обращение к переменной осуществляется по ее имени, которое программист выбирает сам, руководствуясь следующими правилами:
· имя переменной должно отражать ее назначение, то есть оно должно нести определенный смысл,
· имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр и знаков подчеркивания,
· имя должно начинаться с буквы или знака подчеркивания,
· не допускается совпадение имени со служебными словами, именем программы, именами подпрограмм или функций.
Как и константы, переменные могут быть пяти стандартных типов: целые, вещественные, символьные, логические и строковые. Тип переменной определяет диапазон ее изменения.
Кроме стандартных типов, программист может использовать интервальные и перечисляемые типы.
Таким образом, любая переменная характеризуется уникальным именем, типом и конкретным значением из диапазона, определяемого ее типом.