русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Текст лекции


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 978; Нарушение авторских прав


Ключевые вопросы

Лекция № 6. Загрузка программ. Часть 1

Продолжительность:2 часа (90 мин.)

 

 

· Основные понятия и определения: операционная система (ОС), программное обеспечение (ПО), системное программное обеспечение.

· Создание процессов в UNIX

· Абсолютная загрузка

· Разделы памяти

 

13.2.1 Общие сведения —до 15 мин.

 

Выяснив, что представляет собой программа, давайте рассмотрим процедуру ее загрузки в оперативную память компьютера (многие из обсуждаемых да­лее концепций, впрочем, в известной мере применимы и к прошивке про­граммы в ПЗУ).

Для начала предположим, что программа была заранее собрана в некий единый самодостаточный объект, называемый загрузочным или загружаемым модулем. В ряде операционных систем программа собирается в момент за­грузки из большого числа отдельных модулей, содержащих ссылки друг на друга, но об этом ниже.

Для того чтобы не путаться, давайте будем называть программой ту часть за­грузочного модуля, которая содержит исполняемый код. Результат загрузки программы в память будем называть процессом или, если нам надо отличать загруженную программу от процесса ее исполнения, образом процесса. К об­разу процесса иногда причисляют не только код и данные процесса (подвергнутые преобразованию как в процессе загрузки, так и в процессе работы программы), но и системные структуры данных, связанные с этим процессом. В старой литературе процесс часто называют задачей.

В системах с виртуальной памятью каждому процессу обычно выделяется свое адресное пространство, поэтому мы иногда будем употреблять термин процесс и в этом смысле. Впрочем, во многих системах значительная часть адресных пространств разных процессов перекрывается — это используется для реализации разделяемого кода и данных.



В рамках одного процесса может исполняться один или несколько потоков или нитей управления. Это понятие будет подробнее разбираться в главе 8.

Некоторые системы предоставляют и более крупные структурные единицы, чем процесс. Например, в системах семейства Unix существуют группы про­цессов, которые используются для реализации логического объединения процессов в задания (job).

Ряд систем имеют также понятие сессии — сово­купности всех заданий, которые пользователь запустил в рамках одного се­анса работы. Впрочем, соответствующие концепции часто плохо определе­ны, а их смысл сильно меняется от одной ОС к другой, поэтому мы практически не будем обсуждать эти понятия.

В более старых системах и в старой литературе называют результат загрузки задачей, а процессами — отдельные нити управления.

Однако в наиболее распространенных ныне ОС семейств Unix и Win32, принято задачу называть процессом, а процесс — нитью (tread).

Этой терминологии мы и будем придерживаться, кроме тех случаев, когда будем обсуждать примеры из жизни ОС, в которой принята иная термино­логия.

 

13.2.2 Создание процессов в UNIX — до 15 мин.

 

В системах семейства Unix новые процессы создаются системным вызовом fork. Этот вызов создает два процесса, образы которых в первый момент пол­ностью идентичны, у них различается только значение, возвращенное вызовом fork. Типичная программа, использующая этот вызов, выглядит так, как пред­ставлено в примере 3.1.

При этом каждый из процессов имеет свою копию всех локальных и статиче­ских переменных. На процессорах со страничным диспетчером памяти физиче­ского копирования не происходит. Изначально оба процесса используют одни и те же страницы памяти, а дублируются только те из них, которые были измене­ны. На системах, не имеющих страничного или сегментного диспетчера памяти, fork требует копирования адресных пространств, что приводит к большим на­кладным расходам, да и просто не всегда возможно.

Если мы хотим запустить другую программу, то мы должны исполнить систем­ный вызов из семейства exec. Вызовы этого семейства различаются только способом передачи параметров. Все они прекращают исполнение текущего об­раза процесса и создают новый процесс с новым виртуальным адресным про­странством, но с тем же идентификатором процесса. При этом у нового про­цесса будет тот же приоритет, будут открыты те же файлы (это часто используется), и он унаследует ряд других важных характеристик.

Несколько неожиданное, но тем не менее верное описание действия exec — это замена образа процесса в рамках того же самого процесса.

Программа запускает командный интерпретатор /bin/sh, извест­ный как Bourne shell, приказывает ему исполнить команду Is -1 и перенаправ­ляет стандартный вывод этой команды в файл ls.log.

Техника программирования, основанная на fork/exec, несколько отличается от принятой во многих других современных системах, в том числе Win32, где при создании нового процесса мы сразу же указываем программу, которую он будет исполнять.

Но вернемся к способам загрузки программ.

 

13.2.3 Абсолютная загрузка— до 15 мин.

 

Первый, самый простой, вариант состоит в том, что мы всегда будем загру­жать программу с одного и того же адреса. Это возможно в следующих случаях.

Система может предоставить каждому процессу свое адресное простран­ство. Это возможно только на процессорах, осуществляющих трансляцию виртуального адреса в физический.

Система может исполнять в каждый момент только один процесс. Так ведет себя СР/М, так же устроено большинство загрузочных мониторов для самодельных компьютеров. Похожим образом устроена система RT-H, но о пей чуть ниже.

Загрузочный файл, используемый при таком способе загрузки, называется абсолютным загрузочным модулем.

Начальное содержимое образа процесса формируется путем простого копи­рования модуля в память. В системе RT-11 такие файлы имеют расширение sav от saved — сохраненный.

В системе UNIX на 32-разрядных машинах также используется абсолютная за­грузка. Загружаемый файл формата a.out (современные версии Unix использу­ют более сложный формат загружаемого модуля и более сложную схему за­грузки. Она содержит:

- "магическое число" — признак того, что это именно загружаемый модуль,
а не что-то другое;

- число text_size — длину области кода программы (text);

- data_siz,e — длину области инициализированных данных программы (data);

- BSS_SIZE —длину области неинициализированных данных программы (BSS);

- стартовый адрес программы.

За заголовком следует содержимое областей TEXT и DATA. Затем может сле­довать отладочная информация. Она нужна символьным отладчикам, но самой программой не используется.

При загрузке система выделяет процессу TEXT_SIZE байтов виртуальной па­мяти, доступной для чтения/исполнения, и копирует туда содержимое сегмента text. Затем отсчитывается DATA_SIZE байтов памяти, доступной для чтения/ записи, и туда копируется содержимое сегмента data.

Очистка выделяемой памяти нужна не столько для удобства программиста, сколько по соображениям безопасности: перед вновь загружаемым процессом эту память могли занимать (а при сколько-нибудь длительной работе системы почти наверняка занимали) другие процессы, которые могли использовать эту память для хранения важных и секретных данных, например паролей или клю­чей шифрования.

После этого выделяется пространство под стек, в стек помещаются позицион­ные аргументы и среда исполнения (environment), и управление передается на стартовый адрес. Процесс начинает исполняться.

 

13.2.4 Разделы памяти — до 15 мин.

 

Одним из способов обойти невозможность загружать более одной програм­мы при абсолютной загрузке являются разделы памяти.

Идея метода состоит в том, что мы задаем несколько допустимых стартовых адресов для абсолютной загрузки. Каждый такой адрес определяет раздел памяти. Процесс может размещаться в одном разделе, или, если это необходимо — т. е. если образ процесса слишком велик — в нескольких. Это позволяет загружать несколько процессов одновременно, сохраняя при этом преимущества абсолютной загрузки.

Если мы не знаем, в какой из разделов пользователь вынужден будет загру­жать нашу программу, мы должны предоставить по отдельному загрузочному модулю на каждый из допустимых разделов. Понятно, что это не очень практично, поэтому разделы были вытеснены более удобными схемами "управления памятью.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Текст лекции | Текст лекции


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.