В базе данных каждого процесса хранится относительный приоритет потока. Когда поток только создаётся, то начальный уровень приоритета равен его классу.
Например, если поток принадлежит процессу с классом HIGH, то при создании этого потока его уровень приоритета будет 13. Приоритет потока можно изменить с помощью функции SetThreadPriority(…). Изменение всегда производится относительно класса приоритета процесса, то есть относительно базового приоритета. В качестве параметров указывается дескриптор потока и относительный уровень приоритета.
1. Thread_Priority_Lowest – приоритет потока на 2 единицы меньше класса приоритета процесса. То есть, если у нас RealTime c приоритетом 24, то применив эту функцию приоритет станет 22.
2. Thread_Priority_Below_Normal – приоритет потока на 1 единицу меньше класса приоритета процесса.
3. Thread_Priority_Normal – приоритет потока становится равен приоритету процесса.
4. Thread_Priority_Above_Normal – приоритет потока становится на 1 единицу больше приоритета процесса.
5. Thread_Priority_Highest – приоритет потока становится на 2 единицы больше приоритета процесса.
6. Thread_Priority_Idle – в этом случае для процессов относящихся к классам Idle, Normal, High приоритет потока становится равным 1. Для процесса RealTime приоритет потока становится раным 16.
7. Thread_Priority_Time_Critical – для процессов Idle, Normal, High уровень приоритета равен 16, для RealTime – 31.
Относительный уровень приоритета потока хранится в базе данных потока. Функции не обладают кумулятивным действием, то есть, если функцию SetPriority(hThread, и несколько раз написать Thread_Priority_Lowest), то уровень приоритета потока уменьшится только на 2 единицы относительно базового.
SuspendThread(…) – приостанавливает поток.
ResumeThread(…) – возобновляет поток.
SetPriorityClass(…) – установить класс приоритета процесса.
GetPriorityClass(…) – получить класс приоритета процесса.
SetThreadPriority(…) – установить относительный приоритет потока.
GetThreadPriority(…) – получить относительный приоритет потока.
Квант – это интервал процессорного времени, отведенный потоку для выполнения. По истечению кванта времени Windows проверяет, завершен ли поток. В ОС Windows 95, 98, NT квант времени величина постоянная. В Windows 2000 возможно динамическое изменение кванта времени. В ней у каждого потока своё значение кванта. Значение кванта выражается не в единицах времени, а целым числом. По умолчанию начальная величина кванта в Windows 2000 Professional Edition равна 6. В Windows 2000 Server она равна 36. Величина кванта увеличена для того, чтобы свести к минимуму переключение контекста, то есть серверные приложения пробуждаются при получении запроса клиента, и имея большой квант имеют время полностью обслужить запрос по истечению кванта времени.
Всякий раз, когда возникает прерывание системного таймера процедура обработки таймера вычитает из кванта потока величину, равную 3. Если квант закончится, инициализируется процедура обработки завершения кванта, в результате к процессору может быть подключен другой поток.
Длина временного интервала таймера зависит от аппаратной платформы и определяется не ядром, а уровнем аппаратных абстракций HAL. В большинстве процессоров х86 временной интервал таймера равен 10 мс для однопроцессорных систем и 15 для многопроцессорных систем.
Относительная величина кванта Windows 2000 задаётся в параметре
Этот параметр определяет можно ли динамически увеличивать кванты потоков и если да, то насколько. Данный параметр содержит 3 двухбитовых поля.
Поле 1. 1 – длинные (Server)
2 – короткие (Professional)
0,3 – кванты по умолчанию
Поле 2. 1 – можно изменять кванты активного процесса
2 – нельзя изменять кванты активного процесса
0, 3 – по умолчанию, то есть переменные (Professional) и фиксированные (Server)
Поле 3. 0
3 – недопустимо и интерпретируется как 2
Индекс находится в трёхэлементной таблице.
короткие
длинные
переменные
6 12 18
12 24 36
фиксированные
18 18 18
36 36 36
У нас имеются активные и фоновые процессы. В Windows 2000 есть возможность увеличивать кванты потоков активного процесса. Величина берётся из таблицы.
Например, на компьютере запущены калькулятор и игра. Активный процесс – игра. Для того, чтобы обеспечить активному процессу привелегии есть 2 пути:
1. увеличение относительного приоритета активных потоков.
2. увеличение квантов времени.
Разработчики Windows подсчитали, что вариант 2 лучше, то есть при увеличении приоритета активного процесса, калькулятор будет получать только маленькую часть времени процессора. В то время, как увеличение кванта активного процесса не приведёт к фактическому блокированию процесса пересчёта.
Структуры данных ОС, связанные с планированием.
При планировании потоков ядро ОС поддерживает набор структур данных, называемых в совокупности базой данных диспетчера ядра, позволяет отслеживать потоки, ждущие выполнения принадлежности процесса.
базовый приоритет
по умолчанию
поток
поток
поток
поток
очередь
готовых привязка к процессорам по
потоков умолчанию
квант по умолчанию
сводка готовности
сводка простоя
31 0 31 0
Основной структурой является очередь готовых потоков, состоящая из нескольких очередей, по одной очереди на каждый приоритет. В эти очереди включаются потоки, находящиеся в состоянии готовности.
Для ускорения выбора потока подлежащего выполнению Windows поддерживает 32 битную маску, называемую сводкой готовности. Каждый установленный в ней бит указывает на присутствие одного или более потоков в очереди готовых потоков для соответствующего уровня приоритета.
бит приоритет
0 0
1 1
…
Кроме того Windows поддерживает сводку простоя. Это битовая маска, в которой каждый установленный бит представляет простаивающий процессор.