Сеть архитектуры «клиент-сервер» - это сетевая среда, в которой компьютер-клиент инициирует запрос компьютеру серверу, который выполняет его и передает результат компьютеру серверу.
Сервер – компьютер или программа, предоставляющее услуги (сервисы), ресурсы или данные другой программе или компьютеру.
Клиент – компьютер или программа, запрашивающая услуги, ресурсы, данные или обработку у другой программы или компьютера
Базовые топологии, физические среды передачи, методы передачи данных физического и канального уровня.
Базовые технологии локальных сетей.
Технологии глобальных сетей.
«Internet — это глобальная сеть сетей, взаимно связанных протоколами TCP/IP и другими коммуникационными протоколами» (д-р Винтон Серф, президент Сообщества Internet).
ИНТЕРНЕТ (англ. Internet от лат. inter между и англ. net сеть, паутина), международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и др. сети.
Архитектура Интернет – трехуровневая иерархия:
· верхний ключевой уровень глобальных сетей – опорная сеть передачи данных;
· региональные сегменты, оснащенные базовыми шлюзами, в качестве которых используются высокопроизводительные маршрутизаторы, обеспечивающие выбор маршрута передачи данных;
· нижний уровень – локальные сети или отдельные компьютеры на местах.
Система адресации Интернет.
· Цифровой адрес – IP-адрес;
· Символьные доменные имена;
Типы сервиса Интернет:
· электронная почта E-mail;
· всемирная информационная сеть WWW;
· телеконференции UseNet;
· сетевые системы передачи файлов FTP;
Интеллектуальные системы и технологии применяются для тиражирования профессионального опыта и решения сложных научных, производственных и экономических задач.
Под интеллектуальной системой понимается искусственно созданная система, обладающая способностью накопления и корректировки знаний на основе активного восприятия информации о мире и обобщенного опыта, а также целенаправленного поведения.
Знания – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека; выявленные закономерности предметной области (принципы, законы, связи), позволяющие решать задачи в этой области. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.
Искусственный интеллект – это программная система, имитирующая на компьютере мышления человека. Для создания такой системы необходимо изучить процесс мышления человека, решающего определенные задачи или принимающего решения в конкретной области.
Два направления исследований в области ИИ:
· бионическое – попытка смоделировать с помощью искусственной системы психофизическую деятельность человеческого мозга с целью создания искусственного разума;
· прагматическое – создание программ, позволяющих с использованием компьютера воспроизводить не саму мыслительную деятельность, а являющиеся ее результатами процессы.
ИИ применяется при решении математически неформализованных задач. НФЗ носят невычислительный целенаправленно смысловой характер.
Экспертная система – сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультации менее квалифицированных пользователей.
ЭС – это компьютерная система, использующая знания специалистов в некоторой прикладной области и принимающая решения (делающая заключения) в рамках этой области на уровне эксперта.
Эксперт – известный специалист в данной предметной области, который владеет разнообразными знаниями предметной области, а также за годы работы в конкретной предметной области приобрел навыки и опыт высокоэффективного решения определенного класса задач, относящихся к предметной области.
База знаний – содержит два основных элемента: факты (данные) из предметной области и специальные эвристические правила, которые управляют использованием фактов при решении проблемы.
Машина вывода – это «мозг» ЭС, т.е. программа, поддерживающая методологию обработки информации из базы знаний, получение и представление заключений и рекомендаций. Она моделирует ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ.
Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответ на вопросы: как было получено такое решение? Подсистема объяснений предназначена для отображения в удобном для пользователя виде промежуточных и окончательных выводов и объяснения производимых системой действий.
База данных – хранит всю информацию, поступающую в режиме реального времени, генерируемую техническими средствами контроля технологического процесса, а также вводимую вручную технологическим персоналом.
Классификация ЭС по способу использования данных и знаний:
ЭС, осуществляющие обработку данных на основе знаний – решает задачи интерпретации (описание ситуации на основе информации о системе), диагностики (обнаружение неисправностей) и мониторинга (непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе параметров за допустимые пределы); Термины, используемые в работе:
Управленческая деятельность - это совокупность действий руководства предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления - трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося по сути продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология (далее ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.
По мнению американского специалиста в области управления Г. Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни.
Информационная система управления - это система информационного обслуживания работников управленческих служб. Таким образом, она выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.