русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Пользовательская и программная модели интерфейса


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 3258; Нарушение авторских прав


Существуют три совершенно различные модели пользовательского ин­терфейса: модель программиста, модель пользователя и программная мо­дель. Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовать в пользо­вательском интерфейсе, и как это осуществить, не затрачивая ни существен­ных ресурсов компьютера, ни своих сил и времени. Его интересуют функци­ональность, эффективность, технологичность, внутренняя стройность и дру­гие не связанные с удобством пользователя характеристики программного обеспечения. Именно поэтому большинство интерфейсов существующих программ вызывают серьезные нарекания пользователей.

С точки зрения здравого смысла хорошим следует считать интерфейс, при работе с которым пользователь получает именно то, что он ожидал. Представление пользователя о функциях интерфейса можно описать в виде пользовательской модели интерфейса.

Пользовательская модель интерфейса - это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программ­ной системы. Эта модель базируется на особенностях опыта конкретных пользователей, который характеризуется:

• уровнем подготовки в предметной области разрабатываемого про­
граммного обеспечения;

• интуитивными моделями выполнения операций в этой предметной об­
ласти;

• уровнем подготовки в области владения компьютером;

• устоявшимися стереотипами работы с компьютером.

Для построения пользовательской модели необходимо изучить пере­численные выше особенности опыта предполагаемых пользователей про­граммного обеспечения. С этой целью используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе вы­полнения некоторых операций, на пленку.



Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели (рис. 8.9) интерфейса за­дача не тривиальная. Причем, чем сложнее автоматизируемая предметная об­ласть, тем сложнее оказывается построить программную модель интерфей­са, учитывающую особенности пользовательской модели и не требующую слишком больших затрат как в процессе разработки, так и во время работы. С этой точки зрения объектные интерфейсы кажутся наиболее перспектив­ными, так как в их основе лежит именно отображение объектов предметной области, которыми оперируют пользователи. Хотя на настоящий момент вре­мени их реализация достаточно трудоемка.

При создании программной модели интерфейса также следует иметь в виду, что изменить пользовательскую модель непросто. Повышение профес­сионального уровня пользователей и их подготовки в области владения компьютером в компетенцию разработчиков программного обеспечения не вхо­дит, хотя часто грамотно построенный интерфейс, который адекватно отоб­ражает сущность происходящих процессов, способствует росту квалифика­ции пользователей.

Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо не менять, а уточнять и совершенствовать. Именно нежелание или невозможность следования интуитивным моделям выполне­ния операций приводит к созданию искусственных надуманных интерфей­сов, которые негативно воспринимаются пользователями.

Иногда кажется, что единственно доступный для изменения элемент -устоявшийся стереотип работы с компьютером. Однако ломка стереотипов -процедура болезненная. На это стоит решаться, если некоторое революцион­ное изменение значительно расширяет возможности пользователя или облег­чает его работу, например, переход к Windows-интерфейсам существенно уп­ростил работу с компьютером огромному числу пользователей -

Рис. 8.9. Процесс проектирования пользовательского интерфейса

непрофессионалов. Ломая же стереотипы по мелочам или неточно следуя принятой кон­цепции, разработчик рискует оттолкнуть пользователей, которые просто не будут понимать, что происходит. В качестве примера можно вспомнить хотя бы путаницу с вызовом программ двойным щелчком правой клавиши мыши по пиктограмме рабочем столе или одинарным, если пиктограммы вынесена на панель Quick Launch (Быстрый Доступ) Windows.

Критерии оценки интерфейса пользователем. Многочисленные опро­сы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке про­граммного обеспечения, показали, что основными критериями оценки интер­фейсов пользователем являются:

• простота освоения и запоминания операций системы - конкретно оце­
нивают время освоения и продолжительность сохранения информации в па­
мяти;

• скорость достижения результатов при использовании системы - опре­
деляется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и на­
строек;

• субъективная удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство
работы, утомляемость и т. д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий.

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристика­ми для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования. Давно замечено, что при выполнении операции копирова­ния файлов при прочих равных условиях большинство профессионалов ис­пользуют оболочки типа Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объек­тов» Windows.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информации | Тема 4. Факторы оценки пользовательских интерфейсов


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.