Масляные фильтры предназначены для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. В систему смазки они могут включаться последовательно и параллельно. При последовательном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит все масло, подаваемое масляным насосом. Такие фильтры называют полнопоточными. При параллельном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит только 10-15% масла, подаваемого масляным насосом. Такие фильтры называют неполнопоточными.
Фильтр тонкой очистки масла типа АСФО (автомобильный супер -фильтр-отстойник) состоит из корпуса , в котором установлена центральная трубка с калиброванным отверстием диаметром 1,5 мм. На трубку устанавливается фильтрующий элемент, набранный из картонных пластин. На пластине выполнены радиальные канавки для прохода масла. Сверху и снизу пластины закрываются крышками и стягиваются металлическими скобами 1. Корпус маслофильтра закрывается крышкой и зажимается болтом, ввернутым в центральную трубку. Сверху и снизу фильтрующий элемент уплотняется прокладками. Кроме того, сверху на элемент воздействует пружина, прижимая его к нижней опоре центральной трубки. Масло подводится в корпус фильтра па трубопроводу через резьбовое отверстие и очищенное отводится через штуцер . Для слива отстоя и осадков предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой. В нижней крышке фильтрующего элемента выполнено перепускное отверстие, через которое проходит неочищенная часть масла к центральной трубке, далее через калиброванное отверстие попадает вместе с очищенным маслом в центральную трубку и сливается в поддон картера двигателя.
Работает фильтр так. При работе двигателя часть масла, пройдя фильтр грубой очистки, из главной масляной магистрали по трубопроводу подводится в корпус фильтра, где проходя па радиальным канавкам и через поры в картоне пластин очищается и по центральной трубке и отводящему штуцеру стекает в поддон картера. Наличие перепускного отверстия стабилизирует работу фильтра и способствует скорейшему прогреву масла в холодное время гада. Калиброванное отверстие в центральной трубке предотвращает избыточное поступление масла в центральную трубку и таким путем способствует его плавному прохождению через фильтрующие пластины и лучшей очистке. В процессе работы двигателя фильтрующий элемент загрязняется и его заменяют новым (обычно при смене масла в поддоне картера двигателя).