русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 3717; Нарушение авторских прав


В последнее время значительно повысился интерес к народ­ному и декоративно-прикладному искусству. Это проявляется в проектировании мебели с элементами стилистических реми­нисценций прошедших эпох и этнографическими мотивами, в вос­создании и оборудовании общественных интерьеров (рестора­нов, кафе и др.) в характерном народном духе, с использова­нием конструктивных схем, материалов и декора народного и прикладного искусства предшествующих эпох, обработанных с учетом современных эстетических требований, техники и тех­нологии. В отделку мебели вводится рельефный (резьба), ор­наментальный (роспись), и накладной декор, имитирующий ра-мочно-филенчатую конструкцию.

Рельефный декор выполняют обработкой древесины или других материалов резанием (различные виды резьбы, гравирование) или давлением (тиснение).

По характеру и манере выполнения различают плосковыем­чатую, контурную, рельефную, ажурную или прорезную, скульп­турную и комбинированную резьбу, а в зависимости от сю­жета— геометрическую, резьбу с животным или растительным стилизованным орнаментом и комбинированную.

Материалом для резьбы служит древесина мягких или твер­дых лиственных пород. Легче поддается обработке древесина липы, ольхи, клена, груши, несколько труднее — древесина бе­резы, ореха и дуба. Резьбу выполняют вручную или механизи­рованным способом. Первый способ предпочтительнее с точки зрения художественной ценности изделий при условии высокой квалификации исполнителя. Мелкий рельефный рисунок может быть получен путем обработки поверхности древесины давле­нием с помощью гравированного металлического штампа с "не­гативным изображением (тиснение). Для повышения пластич­ности поверхностный слой увлажняют или химически обраба­тывают растворами кислот или щелочей.

Орнаментальный декор заключается в отделке по­верхности мебели выжиганием или росписью клеевыми, темпер­ными, масляными и другими красками.



Обработка поверхности мебели выжиганием может выпол­няться тремя способами: пиротипией (горячее печатание), пиро-графией (горячее рисование) и обработкой кислотами.

В первом случае рисунок наносят на отделываемую поверх­ность механизированным способом путем оттиска или проката нагретыми гравированными плитами или валиками. Характер цветного тона рисунка и фона определяется давлением и про должительностью контакта. Обработанную поверхность в даль­нейшем отделывают прозрачными лакокрасочными материалами.

Во втором случае рисунок наносят вручную электротермо-каустерами (приборами с нагреваемой электрическим током иглой) или открытым пламенем газовой или жидкостной го­релки.

Выжигание кислотами связано с нанесением на обрабаты­ваемую поверхность парафина, выскабливанием рисунка, трав­лением, промывкой и нейтрализацией — операциями, выполня­емыми в основном вручную. В связи с этим способ выжигания нашел ограниченное применение в производстве сувенирных из­делий.

Отделка орнаментальной росписью характерна для народ­ных промыслов и является одним из наиболее распространен­ных и самобытных способов декоративно-художественной от­делки изделий из древесины. В Центральной России давно возникли загорская, хохломская и городецкая росписи; на Ук­раине— петраковская роспись; в Средней Азии — узбекская и казахская росписи. Значительный интерес представляют рос­писи в Прибалтике и на Севере. Наибольшими художествен­ными и техническими достоинствами обладает хохломской спо­соб, применяемый мастерами Горьковской области (г. Семенов, фабрика художественных изделий «Хохломская роспись») для отделки токарных декоративных изделий и мебели.

Процесс отделки состоит в порозаполнении и грунтовании изделий, шлифовании, покрытии натуральной олифой в смеси с масляным лаком 4С и подсушке покрытия "до отлипа", по ко­торому наносится слой алюминиевого порошка (лужение) с по­следующей росписью масляными красками. Характер росписи определяется размерами и формой изделия. Для хохломского способа характерны несколько видов росписи: «по фону», «травка», «Кудрина», отличающиеся большим разнообразием орнаментальных мотивов.

После высыхания роспись лакируют и подвергают термооб­работке при высокой температуре (60—80°), придающей покры­тию стойкость к температурно-влажностным воздействиям и истиранию и характерный цветовой оттенок, получивший поэти­ческое название "золотой хохломы".

Наборный декор (мозаика, интарсия, инкрустация и маркетри) — наиболее распространенный в прошлом вид де­коративно-художественной отделки предметов быта. Под ним подразумеваются особые способы художественной отделки ме­бели, заключающиеся в соединении между собой отдельных пластинок ценных пород древесины, металлов, слоновой кости, перламутра и других материалов в сложные орнаментальные или сюжетные рисунки. Отличительными признаками различных видов набора являются: ассортимент материалов, входящих в набор (древесина, металлы, стекло, черепаха, перламутр и т. д.), характер рисунка (геометрический, орнаментальный, сюжетный) и способ связи с основным фоном обрабатываемой по­верхности.

Интарсия (лат. врезка)—контурный набор из пластинок древесины, металла, слоновой кости, перламутра которые вре­зают в основной фон, располагая в одной плоскости с основной. Разновидность ее — индийская интарсия, представляющая со­бой контурный орнамент из металла, впрессованный в древе­сину заподлицо с поверхностью.

Мозаика — орнаментальный набор из разноцветных кус­ков однородных материалов (дерева, смальты, металла, мине­ралов), соединенных между собой связующими составами. Раз­новидностями является блочная и чертозианская мозаика, пред­ставляющие собой склеенные блоки из древесины различных пород или других материалов, распиливаемых впоследствии на пластинки с повторяющимся орнаментом.

Инкрустация —орнаментальный или сюжетный набор из различных материалов (металла, черепахи, слоновой кости, перламутра), полностью скрывающий основу.

Маркетри — орнаментальный или сюжетный набор тон­ких пластин древесины (строганого или лущеного шпона раз­личных пород), скрывающий отделываемую поверхность.

Наборный декор как метод декоративно-художественной от­делки используется при изготовлении уникальных произведений: юбилейных изделий (столов, бюваров, шкатулок), декоративных панно в общественных зданиях и других произведений декора­тивно-прикладного искусства.

Накладной декор в современной мебели ограничивался до последнего времени функциональными задачами — примене­нием различных типов лицевой фурнитуры с ее эргономической и художественной проработкой. Необходимость расширения ас­сортимента изделий при сохранении конструктивной преемствен­ности, отвечающей требованиям массового индустриального производства, стремление к индивидуализации жилища внесли в практику проектирования мебели использование накладного декора в оформлении фасадных поверхностей корпусной мебели. Это стимулировало развитие способов декорирования примени­тельно к задачам мебельной промышленности. Разработаны способы декорирования фасадных поверхностей корпусной ме­бели с использованием декоративных элементов из пластмасс (жесткий пенополиуретан), имитирующих резьбу по дереву и гравировку; разработан способ термотиснения рельефного ри­сунка на мебельных щитах, древесностружечных и древесново­локнистых плитах; вводятся металлические накладки, рамки и вставки из анодированного алюминия или алюминиевых пла­стин, обработанных методом плоской печати; используются де­коративные раскладки из переклеенного шпона, вставки из тисненых искусственных кож, накладки из произведений народ­ного искусства — расписные и инкрустированные тарелки, жо­стовские подносы, чеканные вставки из меди и латуни.

В применении накладного декора в изделиях мебели худож­ник-конструктор должен проявлять крайнюю осторожность. Фор­мальное украшение фасадов без стилистической проработки изде­лий и предметно-пространственной среды в интерьере в целом может привести к утрате художественных достоинств мебели.

Лицевая мебельная фурнитура.Предназначена для обеспе­чения удобства пользования элементами конструкции мебели — открывания, откидывания или передвижения дверок, выдвиже­ния ящиков, полок (мебельные ручки); для маскировки элемен­тов крепежных конструкций и оформления отверстий (ключе­вины, футорки, мебельные кнопки! и заглушки).

Форма и конструкция мебельных ручек определяются функ­циональными и эстетическими требованиями: форма должна наиболее полно отвечать своему назначению; проектировать ее надо с учетом характера захвата и биомеханики движения кисти и предплечья руки; рабочая поверхность должна иметь такую форму, размеры и чистоту обработки, которые бы обес­печивали максимальный контакт с пальцами руки и предохра­няли их от повреждений; материал для изготовления фурнитуры должен быть долговечным и гигиеничным. Форма, конструкция, материал и цвет должны быть увязаны с общим композицион­ным решением изделия. Мебельная фурнитура решается в про­стых геометрических формах, согласованных с художествен­ными и техническими свойствами применяемых материалов и способами изготовления. Лицевая фурнитура обычно проекти­руется комплектами, в состав которых наряду с несколькими типоразмерами ручек входят ключевины, футорки, заглушки и др.

Технические требования к фурнитуре регламентируются от­раслевым стандартом ОСТ 13-40—75 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

Все многообразие форм и конструкций мебельных ручек мо­жет быть представлено следующими основными типами: ручки-скобки, ручки-тяги, ручки-раковины выступающие и углублен­ные; ручки-кнопки, ручки-кольца и ручки-подвески. Наиболее часто используют первые пять типов ручек. Для их изготовле­ния пригодны металлы (нержавеющая сталь, латунь, бронза), пластмассы (волокниты, стекловолокниты, полиамиды, ударо­прочный полистирол и др.),-древесина, керамика, а также со­четания этих материалов. Крепят их винтами, клеем и шуру­пами.

Для оформления отверстий «под ключ», образующихся при врезке мебельных замков в дверки и ящики мебели, приме­няют ключевины. Ключевины обычно устанавливают отдельно, но они могут быть объединены с ручками. Проектируют их врезными и накладными, крепят на плоскости изделий шуру­пами, шпильками или клеем.

Современные формы массовой мебели и способы ее отделки требуют весьма ограниченного использования накладных эле ментов, в частности лицевой фурнитуры, поэтому имеется тен­денция маскировки фурнитуры путем придания ей формы эле­ментов конструкции, маскировки методов ее крепления, умень­шения конструкции до целесообразного минимума, цветовой маскировки и др. В связи с этим накладные ключевины вытес­няются врезными футорками, штампованными или литыми из металла или пластмасс. Футорка впрессовывается или вклеи­вается в отверстие заподлицо с плоскостью или с небольшим наплавом.

Цвет и отделка лицевой фурнитуры определяется общим композиционным замыслом конструкции, материалом и техно­логией изготовления. Металлическую фурнитуру отделывают гальваническим, химическим или анодизационным методом или лакокрасочными материалами. Фурнитура из пластмасс имеет цвет и фактуру соответствующего полимерного материала. Фур­нитуру из древесины, выполненную столярным способом или точением, отделывают прозрачными лаками, сохраняя цвет на­туральной древесины.

Основной ассортимент лицевой фурнитуры (ручки, декора­тивные элементы, раскладки) приведен в каталогах, изданных ВКПТИМом [10, 11,42, 43];. Общие технические условия на фурнитуру мебельную регламентируются ОСТ 13-40—75.

Мебельные ткани.В отделке интерьера и оборудования зна­чительное место занимают декоративные и мебельные ткани. В зависимости от назначения их можно разделить на следую­щие группы:

1) ткани мебельные покровные, предназначенные для об­тяжки внутренних элементов мебели (пружин, оснований, бор­тов и т. д.);

2) ткани мебельные облицовочные для наружной обивки мягкой мебели и тканые и нетканые облицовочные покрытия на основе синтетических материалов;

3) ткани декоративные и текстильные изделия, предназна­ченные для убранства интерьера (портьеры, гардины и зана­веси, ковры, дорожки и гобелены, скатерти, покрывала).

Мебельные ткани выбираются художником-конструктором с учетом функциональных, декоративно-художественных и тех­нико-экономических требований.

Функциональные качества тканей определяются назначе­нием, и характером эксплуатации. Так, покровные и облицовоч­ные ткани должны обладать высокой прочностью на растяже­ние, стойкостью к истиранию, незначительным удлинением при растяжении, что обеспечивается выбором соответствующего ка­чества пряжи и структуры переплетения.

Декоративно-художественные качества тканей определяются цветом, рисунком и фактурой. Эти качества оцениваются в ос­новном при выборе облицовочных тканей. Различают одноцвет­ные, равномерно окрашенные, тоновые и многоцветные ткани. Тоновые и многоцветные ткани характеризуются фактурным или орнаментальным рисунком (набивные, узорчатые тоновые, узорчатые пестротканые).

Фактура поверхности тканей определяется характером пере­плетения пряжи и технологическими особенностями произ­водства.,

Основные и наиболее простые ткацкие переплетения — по­лотняное, саржевое и атласно-сатиновое — называются глад­кими. Более сложные переплетения образуются комбинациями основных (комбинированные и мелкоузорчатые переплетения) или введением дополнительных лицевых, подкладочных, ворсо­вых и других нитей — сложные (жаккардовые) переплетения.

Полотняное переплетение характеризуется последователь­ным чередованием основных и уточных нитей, обеспечивающих высокую прочность ткани на растяжение. Полотняное перепле­тение характерно для покровных тканей (мешковина, -миткаль и др.).

Саржевое переплетение отличается от полотняного сдвигом основы и утка на одну нить с образованием диагональных по­лосок. Саржевым переплетением изготовляют хлопчатобумаж­ные технические ткани (матрацные тики и Др.).

Атласно-сатиновое переплетение имеет минимальное число перекрытий нитей на единице поверхности ткани и характери­зуется различием в структуре лицевой и изнаночной сторон ткани.

Комбинированные и мелкоузорчатые переплетения полу­чают чередованием простых переплетений (полотняного, сап жевого и др.). Эти переплетения характерны для мелкоузор^й-тых мебельных и декоративных тканей.

Сложные (жаккардовые) переплетения образуются несколь­кими системами нитей основы и утка с введением дополни­тельных лицевых, подкладочных, ворсовых и других нитей. Эти переплетения крупноузорчатые, орнаментальные. К жаккардо­вым орнаментальным мебельным тканям относятся: гобелено­вые ткани, репс мебельный, шагрень, различные рельефные и ворсовые ткани.

Фактуру ткани помимо метода переплетения определяют вид и состав волокна пряжи. По составу волокна ткани под­разделяются на хлопчатобумажные, льняные и полульняные, штапельные, шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные.

Синтетические тканые облицовочные материалы изготавли­вают с использованием синтетических волокон (капрон, лавсан и др.). Они отличаются высокой прочностью при растяжении, эластичностью и износоустойчивостью; обладают высокими де­коративными свойствами, различным светоотражением в зави­симости от расположения источника света, что создает допол­нительный декоративный эффект, особенно при введении в ткань металлических нитей (люрекса). Этим же свойством обладают шелковые и частично штапельные ткани.

Научно-исследовательским институтом синтетических воло­кон разработаны гуммированные ткани с подслоем из синтети­ческого латекса и дублированные с подслоем из пенополиуре­тана. При обивке эти ткани создают четкие, несминаемые формы, сохраняющиеся в процессе!, эксплуатации.

Для обивки мебели для административно-общественных зданий и мебели для оборудования транспорта широко приме­няют искусственные кожи с нитроцеллюлозным (нитроискожа) и поливинилхлоридным (винилискожа) покрытием по тканевой основе. Их выпускают гладкими, тиснеными и с рельефным рисунком. Более высокими техническими и декоративно-худо­жественными достоинствами обладают искусственные кожи с поливинилхлоридным покрытием на трикотажной основе. Ма­териалы этой группы хорошо драпируются, обладают высокой эластичностью, сохраняют форму в процессе эксплуатации.

При выборе цвета, рисунка и фактуры тканей, предназна­ченных для обивки мягкой мебели, художник-конструктор дол­жен учитывать форму и конструкцию изделия, его роль в общем решении комплекта или набора мебели, назначения интерьера и его цветовой характеристики, взаимосвязь с элементами де­коративно-художественного оборудования интерьера (драпиро­вочные ткани, гобелены и др.).

В обивке мягкой мебели для оборудования жилых помеще­ний используют одноцветные равномерно окрашенные, тоновые и многоцветные, гладкие, фактурные и ворсовые ткани. Чаще всего для обивки мебели применяют одноцветные гладкие, фак­турные или ворсовые ткани. При этом характер ткани, ее цвет и рисунок повторяются во всех изделиях набора и достигается гармоническое единство в колористическом решении всего обо­рудования набора и интерьера в целом. Для обивки использу­ются мебельные декоративные хлопчатобумажные, штапельные, льняные, шелковые, шерстяные, синтетические и смешанные ткани.)

Применение многоцветных рисунчатых тканей, особенно орнаментированных, требует более глубокой художественной проработки композиционного соотношения фона и рисунка обивки, соблюдения масштабности, ритма, направления распо­ложения орнамента рисунка по отношению к изделию, соблю­дения единства в цвете основного фона ткани, древесины и дру­гих элементов интерьера.

В настоящее время применяют ткани с простым геометриче­ским рисунком, близким по цвету к основному фону. Примене­ние крупноузорчатых тканей с крупным орнаментальным ри­сунком в небольших по площади помещениях затрудняет соз­дание гармонического композиционного единства оборудования интерьера и может внести раздробленность и пестроту.

Одним из направлений в формообразовании современной мягкой мебели является создание все более ярко выраженных скульптурных форм, создающих зрительный и функциональный комфорт. Мягкие элементы сложной формы затягиваются чаще всего чехлом-наволочкой на застежке-молнии, что удобно и в производственных условиях и в условиях эксплуатации.

При разнообразии тканей композиция рисунка не должна терять своих орнаментальных свойств при раскрое. Сопряже­ния отдельных кусков кроя должны выявлять и подчеркивать форму изделий.

В последнее время в оформлении тканей заметно тяготение к разработке природно-растительных мотивов, сочетанию гео­метрических и растительных форм. Интересны ткани с эффек­том репса, меланжированные и буклированные «под домо-ткань» с узелковой фактурой. Различные переплетения, вид волокна и характер пряжи обогащают структурную поверхность ткани, а широкий диапазон колористических и отражательных свойств создает предпосылки расширения палитры художника в декоративно-художественном решении интерьеров.

Применение гладких или фактурных одноцветных тканей, а также кожзаменителей предпочительно в транспорте, в адми­нистративно-общественных интерьерах. Цвет тканей выбирают контрастный или нюансный с общим цветовым решением ин­терьера. При этом характер цветовых сочетаний выбирается в зависимости от функциональных требований к интерьеру, его эксплуатационных особенностей. Контрастное сочетание может подчеркнуть основной цветовой колорит, а нюансное — осла­бить. Возможно применение близких по цвету сочетаний, соз­дающих нюансные отношения в отдельных изделиях между группами оборудования интерьера, имеющими различное функциональное назначение. Этим приемом создается цветовое зо­нирование интерьера по назначению, например рабочая зона, зона отдыха и т. д.

В зрелищных учреждениях (кинозалы и театральные залы) цвет обивки мебели для сидения (обычно контрастный) четко выделяет зону посадочных мест, облегчая ориентацию зрителя при выборе места.

В интерьерах предприятий общественного питания (кафе, ресторанах и др.) целесообразно применение кожзаменителей, гладких или фактурных тканей. Причем цвет обивки, характер и масштаб орнамента согласуются с формой и цветовым реше­нием оборудования и интерьера в целом, с системой освещения в зависимости от поставленной задачи — создания интимной или деловой обстановки, национального колорита и т. д.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛКИ | Способы построения перспективных изображений


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.