В зависимости от назначения мебель подразделяется на три вида:
1. бытовая мебель. Это мебель для жилых помещений. Среднестатистический срок службы бытовой мебели в нашей стране составляет примерно 10 лет, в других странах мира – 3-4 года; 2. офисная мебель. Основными потребителями выступают предприятия, которые образуются (в основном покупают дешевую мебель), а также предприятия, которые развиваются (покупают более дорогую и качественную офисную мебель). В среднем предприятия меняют обстановку 2-3 раза в 4 года деятельности. В основном они покупают мебель непосредственно на фирмах-поставщиках; 3. специальная мебель. Форма и конструкция определяются спецификой функциональных процессов и характером деятельности учреждений. Наиболее активно растущие направления - это мебель для гостиниц, кафе, ресторанов, досуговых центров, кинотеатров, медицинских учреждений, аптек; 4. детская. Форма, размеры и конструкция определяются с учетом возрастных и ростовых характеристик детей.
В зависимости от цены разные предметы мебели можно отнести к трем классам:
1. элитная мебель и дорогая. К основным характеристикам продукции можно отнести: высокое качество, натуральное сырье, известность марки, сервис. На рынке характерна высокая конкуренция, значительные затраты на продвижение, сезонность (увеличение продаж осенью, спад летом). Основной канал реализации – специализированные мебельные салоны; 2. мебель среднего звена. Основной канал реализации – специализированные магазины; 3. дешевая мебель. Продукция реализуется во всех возможных каналах распространения, кроме специализированных мебельных салонов. В основном представлена продукция Польши, Словакии, большинства отечественных производителей.
По виду исходного материала различают мебель:
1. из древесных материалов; 2. из полимерных материалов; 3. из металла; 4. комбинированная мебель.
По эксплуатационным признакам мебель подразделяют на:
1. бытовую (для жилых помещений). Бытовую мебель делят по типам помещений, для которых она предназначена: для жилых комнат – мебель для общей команты, спальни, кабинета; для кухни; для передней, ванной и террасы; для различных помещений; 2. конторскую; 3. клубно-театральную; 4. для предприятий общепита, парков культуры, домов отдыха и т.д.
Для каждого вида мебели характерны определенные размеры, отделки и другие признаки.
По функциональному признаку мебель подразделяют на следующие группы:
1. для сидения (табуреты, стулья, кресла и др.); 2. лежания (диваны, кресла, кушетки, кровати, диваны-кровати, кресла-кровати, софы и др.); работы (столы письменные, кухонные и др.); 3. хранения одежды, посуды, книг и других предметов (шкафы для одежды, белья и книг, серванты, комоды и др.); 4. мебель-подставки (столы журнальные, шахматные, тумбочки для телевизоров, радиоприемников и др.); 5. мебель для прочих нужд и др.
По комплектности различают мебель:
1. штучную (отдельные предметы); 2. комплектную (наборы для одно-, двух- и трехкомнатных квартир и гарнитуры для спальни, столовой, кабинета и др.). Все предметы, входящие в комплект, должны иметь единое архитектурно-композиционное решение, т.е. должны быть выполнены из однородных видов древесины, с отделкой одного вида и одинаковой категории. К комплектности относится и универсально-сборная мебель, которую изготовляют из унифицированных щитов или объемных элементов различного назначения путем сочетания их по ширине и высоте.
По характеру производства мебель делят на:
1. экспериментальную; 2. серийную; 3. массовую.
По способу производства мебель делится на:
1. столярную; 2. гнутую (с использованием гнутоклееных элементов); 3. плетеную; 4. прессованную; 5. формованную; 6. штампованную; 7. литую (из металла и пластмасс).
По наличию мягкого элемента и величине его деформации и податливости под нагрузкой, которая зависит от вида оснований, упругой части и мягкого настила, мебель делят на:
1. жесткую. К жесткой относится мебель с элементами без настила или с настилом толщиной до 10 мм; 2. мягкую. Категорию мягкости определяют в зависимости от назначения мебели. Например, мебель первой категории мягкости предназначена для длительного отдыха в положении лежа, второй и третьей – для кратковременного отдыха в положении лежа и для отдыха в положении сидя.
По конструктивно-технологическому признаку мебель делят на:
столы (обеденные, сервировочные, письменные, туалетные, журнальные, кухонные и др.),
кровати (одинарные и двойные),
диваны,
диваны-кровати,
кушетки,
тахты,
табуретки,
банкетки,
стулья,
кресла (рабочие и для отдыха),
кресла-кровати,
кресла-качалки,
шезлонги,
скамьи,
трюмо,
трельяжи,
детские манежи и др.
Встроенная мебель – стационарная, она представляет собой одно целое со стеной или перегородкой помещения. К ней относятся шкафы-перегородки.
Передвижная мебель может быть разборной и неразборной. Разборная мебель более удобна для перемещения внутри квартиры, а также для упаковки и транспортирования.
Брусковая мебель состоит из отдельных брусков (табуреты).
Корпусная мебель, состоящая из щитов, бывает рамочная и щитовая. Мебель рамочной конструкции собирается из отдельных рамок-обвязок с филенками из фанеры или древесноволокнистых плит.
Щитовую мебель изготовляют из отдельных щитов, представляющих собой готовые элементы. Она более тяжелая и материалоемкая по сравнению с рамочной, имеет плоские поверхности, что облегчает уход за ней. Рамочная мебель менее гигиеничная.
Трансформируемая мебель – кресло-кровать, диван-кровать, шкаф-сервант, шкаф-секретер и др. – позволяет экономно использовать жилую площадь, особенно в дневное время; коэффициент занятости жилой площади составляет 30-35%.
.
«Стиль», «стилистика», «стилизация» - подчас, наиболее часто используемые слова в разговоре архитектора или дизайнера с Заказчиком. При этом, данные термины для Заказчика могут иметь весьма туманный смысл, что недопустимо.
Сегодня мы вернемся к первоначальному значению слова и поговорим о фундаментальном стиле как звене между стилем жизни и дизайном интерьера.
Стиль - это строгая система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и, без сомнения, уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему формальных пристрастий, отражает общественные и социальные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.
Понятие стиль имеет несколько значений. Происходя от античного stylos - инструмента для письма - слово "стиль" уже в древнем мире обозначало характерный литературный слог, индивидуальную манеру. Однако этот же термин широко используется и при определении типичных для какой-либо эпохи художественных направлений или тенденций, обладающих специфическими сочетаниями признаков. Стилем называются и устойчивые особенности архитектуры или изобразительного искусства какого-либо народа, присущие ему в течение длительного времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания ("японский стиль", "скандинавский стиль") И, наконец, этим же словом обозначают большие периоды истории искусств, например романский, готика, барокко, отличающиеся единством образно-пластического строя в произведениях различных искусств.
Введем классификацию,определив две основные группы стилей.
В первую выделим стили исторические, такие как готика, барокко, классицизм, конструктивизм. Они возникали в определенные периоды времени, развивались и затем исчезали, сменяясь новыми. Некоторые из них принято именовать большими. Это стили, проявившиеся во всех областях искусства - от музыки и поэзии до архитектуры, интерьера и костюма: ренессанс, барокко, классицизм, модерн, постмодернизм. Другие стили воплотились не столь полно. К историческим стилям относятся также ампир, конструктивизм, минимализм, high-tech. Иногда можно встретить определение "стиль Георга", "стиль Людовика XIV" или "стиль Адама". Все это разновидности одного большого стиля. И каждой из них мы посвятим особый разговор.
Вторая группа - так называемые этнические стили. Они определяются элементами народного (этнического) быта. Например, в русском народном стиле используются детали архитектуры или типы мебели Древней Руси. Другой вариант - подчеркнуто функциональный американский народный стиль и т. д. Многие дизайнеры пользуются принципами американской планировки, берущей начало во временах освоения Дикого Запада. Вы можете оформить жилище в виде ковбойского ранчо, мавританского дома, малазийской хижины или чукотского чума. Один из самых комфортабельных и фешенебельных представителей этой же группы - модный сейчас скандинавский стиль.
На протяжении 100 лет существует следующая общепринятая стилевая классификация:
- романский период 950-1250 гг. (с элементами римско-античной культуры)
- готика 1250-1520 гг. (от названия германского племени готов)
- ренессанс 1520-1650 гг. (возрождении Италии с одновременным возвращением к античным римским формам)
- барроко 1650-1770 гг. (в переводе с итальянского «причудливый»)
- классицизм 1770-1840 гг. (призыв обновить искусство, пользуясь красотой античности)
- историзм 1840-1918 гг. (объединяет необарокко, модерн, рационализм)
- постмодернизм с 1918г.
Исторические стили живут в определенное время, и восстановление их в позднейшие эпохи практически невозможно и нецелесообразно (здание в стиле барокко требует интерьера в стиле барокко, костюма в стиле барокко, экипажа в стиле барокко и т. д.; исключение любого из элементов превращает всю систему в пышную декорацию безвкусной оперетты). Проще говоря, стиль - это образ жизни, воплотившийся в формах искусства. Соответственно его "повторение" возможно лишь в виде стилизации. Стилевым направлением обычно называют явление, которое проявилось фрагментарно, не охватив все сферы человеческой жизни. Например, романтизм выразился не в формах и орнаменте, а в аранжировке отдельных деталей интерьера. То же самое можно сказать о бидермейере, неоготике, неоклассицизме.
Понятие стилизацияявляется производным от стиля и обозначает творческую свободную интерпретацию его элементов. Всякая стилизация стремится к созданию современного и нового, используя художественные приемы прошлого.
Коктейль из нескольких стилистических элементов называют эклектикой. Впервые она появилась в конце XIX века, после чего ее то ниспровергали, то оправдывали. Все эти метания закончились в середине XX столетия, когда эклектика стала основой очень интеллектуального большого стиля - постмодернизма. Эклектика достигает- эффекта новизны.
История мебели
История развития мебельного искусства тесно связана с историей архитектурных стилей и состовляет особую отрасль декоративного прикладного искусства. В развитии мебельного искусства, в чередовании стилей мебели отразились различные социально-бытовые уклады общества, эволюция его материальной культуры, общественных взглядов и вкусов. В различные эпохи были созданы многообразные типы и формы мебели, разные приемы обработки материала и способы отделки. Стиль в мебели - это совокупность формы, деталей, пропорций, рисунка и отделки предмета.
1.МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (3400-2000 гг. до н. э.)
Одна из первых высокоразвитых культур мира - египетская - позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом стиле. Египетский стиль к тому же и прародитель почти всех последующих европейских.
Образцы египетской мебели были найдены при раскопках погребений фараонов (3400 - 2000 гг. до н. э.). Это были чаще всего ларцы, стулья, кровати, табуреты, сделанные из крепких пород дерева с применением богатой инкрустации из малахита, бронзы, слоновой кости. золота, драгоценных камней. Ножки стульев, кресел и табуретов тогда делали в виде львиных лап, бычьих ног и ставили на каблучки. Спинки обычно были вертикальными, иногда наклонными. Наклонная спинка соединялась с задними ножками дополнительной опорной вертикальной планкой.
Интерьер домов богат и красочен. Роскошные колонны подпирают потолок, фрески украшают стены, ковры и занавеси завершают внутреннее убранство помещений. Художественные образы, несмотря на священное к ним отношение, сильно стилизованы и символичны.
Краски были яркими, но с ограниченной гаммой цветов, которые никогда не смешивались.
Стены нейтральных тонов: светло-желтый, теплого оттенка, бежевый. В древнеегипетских храмах стены были равномерно заполнены орнаментом и иероглифами, однако для жилых помещений более характерен лаконичный бордюр под потолком из цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальм, стрел, стилизованных под солнечные лучи. Арки и ложные колонны с капителью в форме пальмы или папируса, синий потолок с золотыми звездами создадут иллюзию храма Амона-Ра (бога солнца), каким его видели современники пирамид.
Сглаженные углы, арки, ниши – это тоже египетский стиль. Циновка на полу из тростника, фигурка кошки и бюст Нефертити... Спокойная симметрия и строгая геометричность, мебель из натурального дерева простых открытых конструкций, сундук-лавка, шпонированный кедром или черным деревом, с инкрустацией из камней и перламутра. Ножки мебели в форме звериных лап.
Текстиль в интерьере – однотонный светлых цветов (желательно белый или кремовый), строгий геометрический орнамент (полосы, зигзаги по всей поверхности). Изюминка – украшения в виде головы сфинкса, змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Довершат облик большие светильники и стебли папируса и тростника в напольных керамических вазах.
В 1798 году войска Наполеона вновь открыли для Европы Египет. И забытые египетские мотивы вновь привлекли всеобщее внимание и отразились на стиле ампир.
2.АНТИЧНОСТЬ (ГРЕЦИЯ И РИМ)
Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку (прим. - триумф. Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.