Распределительный вал — самая основная деталь газораспределительного механизма (ГРМ), предназначен для синхронизации впуска или выпуска и тактов работы двигателя.
В современных автомобильных двигателях, зачастую, расположен в верхней части головки блока цилиндров и соединён со шкивом или зубчатой звёздочкой коленвала ремнём или цепью ГРМ естественно и вращается с вдвое меньшей частотой, чем последний (на 4-тактных двигателях). Раньше была широко распространена схема с нижним расположением распределительного вала. Составной частью распределительного вала являются его кулачки, расположенные под некоторым углом друг к другу, количество которых совпадает с количеством впускных и выпускных клапанов двигателя. Таким образом, каждому из клапанов припадает индивидуальный кулачок, который и делает открытие клапана, набегая на рычаг толкателя клапана. Когда кулачок «сбегает» с рычага, клапан закрывается из-за действия мощной возвратной пружины.
Современные двигатели вмещают в себе системы регулировки фаз газораспределения, другими словами механизмы, которые позволяют проворачивать распределительный вал относительно приводной звездочки, своим действиям изменяя момент открытия и закрытия (фазу) клапанов, что разрешает более эффективно наполнять рабочей смесью цилиндры на разных оборотах. Конструктивно распредвал связан с коленвалом двигателя. Это соединение осуществляется посредством ремня или цепи. Ремень или цепь распредвала надета на шкив распредвала и звездочку коленвала. Привод распределительного вала осуществляется за счет коленчатого вала.
Наиболее эффективным считается шкив распредвала – разрезная шестерня, который применяется для тюнинга распредвала с целью увеличения мощностных характеристик двигателя.
На головке блока цилиндров расположены подшипники, в которых вращаются опорные шейки распредвала. В случае ремонта для крепления опорных шеек используются ремонтные вкладыши распредвала.
Осевой люфт распредвала предотвращают фиксаторы распредвала. По оси распределительного вала выполняется сквозное отверстие. Через него осуществляется смазка трущихся поверхностей деталей. С задней стороны это отверстие закрывает заглушка распредвала.
Устройство для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания, содержащее опору, нажимной рычаг с рукояткой на одном конце и втулкой для соединения с опорой на другом его конце, упорное кольцо, выполненное с расточкой для воздействия на тарелку пружин клапана двигателя внутреннего сгорания, и упорный элемент в виде двух параллельных продольных пластин, нижняя часть которого соединена с упорным кольцом, а в его верхней части выполнены отверстия для соединения с нажимным рычагом, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом толкателя, размещенным между двумя параллельными продольными пластинами упорного элемента и содержащим цилиндрический толкатель со сквозным цилиндрическим отверстием для прохода стержня клапана, связанную с цилиндрическим толкателем нажимную планку и возвратную пружину, надетую на цилиндрический толкатель и одним концом упертую в нажимную планку, а вторым концом упертую в направляющую толкателя, выполненную в виде втулки со сквозным осевым отверстием для прохода цилиндрического толкателя и прикрепленную над упорным кольцом к внутренним плоскостям упомянутых параллельных продольных пластин упорного элемента, при этом упорное кольцо выполнено с радиальными отверстиями, в которых закреплены магниты, с осевым коническим отверстием, выполненным с возможностью размещения в нем сухарей клапана двигателя внутреннего сгорания, и с буртиком, расположенным в верхней части осевого конического отверстия и выполненным с обеспечением базирования сухарей клапана двигателя внутреннего сгорания по торцу наибольшего диаметра конического отверстия, расположения в коническом отверстии торцов сухарей клапана внутреннего сгорания и возможностью взаимодействия последних с торцом цилиндрического толкателя, а нажимной рычаг выполнен с отверстиями, выполненными в соответствии с расположением клапанов двигателя внутреннего сгорания для обеспечения установки упорного элемента в рабочем положении соосно клапану двигателя внутреннего сгорания.
2. Способ ремонта клапанного двигателя внутреннего сгорания, включающий закрепление на головке блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания устройства для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания, с помощью которого осуществляют демонтаж и монтаж клапанов двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что используют устройство для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания, выполненное по п.1, а после демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания осуществляют ремонт клапанного механизма клапана двигателя внутреннего сгорания.