По конструкции и технологической оснащенности все посты участков ТО и ТР можно разделить на следующие группы.
Посты напольные из-за неудобства проведения работ снизу автомобиля для ТО и ТР не находят широкого применения. Они удобны для выполнения подготовительных операций на участке окраски, для электротехнических, карбюраторных и других видов работ, не требующих вывешивания автомобиля. В случае оснащения этих постов электроталями, передвижными кранами и домкратами они могут быть использованы для ремонта кузовов автомобилей и шиномонтажных работ.
Посты на осмотровых канавах, не оснащенных подъемниками,наиболее часто используют для выполнения работ, не требующих вывешивания автомобиля. На них обеспечивается доступ к автомобилю снизу и сверху и можно вести работы одновременно в двух уровнях.
Посты, оборудованные осмотровыми канавами с подъемниками, используют для выполнения работ, требующих вывешивания автомобиля. Чаще всего такие посты применяют как универсальные. Они обеспечивают полный доступ к автомобилю снизу и сверху и позволяют осуществлять все виды постовых работ одновременно в двух уровнях.
Посты, оборудованные стационарными подъемниками трех типов: гидравлическими одноплунжерными, двух- и четырехстоечными электромеханическими. Четырехстоечные подъемники могут быть оснащены передвижными домкратами для вывешивания колес. Посты этой группы являются преимущественно специализированными и предназначены для выполнения определенных видов работ ТО и ремонта. Конструкция указанных типов подъемников позволяет осуществлять работы только на одном уровне, в связи с чем для расширения технологических возможностей эти посты оснащают иногда подъемниками балконного типа с площадками для рабочих.
Посты, оснащенные специализированным стендовым оборудованием, используют для проверки и регулировки света фар, углов установки управляемых колес и тормозных механизмов, для монтажа-демонтажа шин и балансировки колес, восстановления геометрических параметров кузовов.
Целесообразность применения постов различного типа зависит от характера работ, объема производственной программы и от технологических особенностей оборудования. На крупных ПАС при достаточной программе однородных воздействий работы ТО независимо от их вида целесообразно выполнять на специализированных постах и поточных линиях (рис. 4.3.) На ПАС с линией гарантийного обслуживания работы по ТО могут выполняться на этой же линии, так как по составу и трудоемкости работы обслуживания по талонам сервисной книжки близки к ним и технологически совместимы.
Рис. 4.3. Линия технического обслуживания АТС:
/ — четырехстоечный подъемник; 2 — установки для раздачи масла и эксплуатационных жидкостей; 3 — заправочные колонки; 4 — телескопические приемники для слива отработанного масла; 5—конвейеры; 6—колонки со сжатым воздухом; 7—бак с дистиллированной водой; 8 — вентиляторы для охлаждения двигателя; 9 — стол диспетчера с пультом управления; 10 — проездные стенды для определения углов установки колес; // — приборы для установки зажигания; 12 — стенды для определения эффективности действия тормозов; 13 — прибор для регулировки света фар.
Порядок проведения ТО при использовании линии гарантийного обслуживания (рис. 4.4) в основном аналогичен порядку проведения работ на тупиковых постах. Работы ТО могут выполняться с определенной корректировкой, вызванной последовательным расположением рабочих постов, часть из которых размещена на напольном конвейере. Линия гарантийного обслуживания оснащена диагностическим и смазочным оборудованием, и все работы, кроме требующих специальных стендов (например, для проверки мощности двигателя или эффективности действия тормозных механизмов), проводятся на соответствующих ее постах.
Первичным технологическим документом для ТО являются операционно-технологические карты по следующим видам работ: контрольно-осмотровым; регулировочным; крепежным; по системе питания; электротехническим; смазочно-очистительным.
Рис. 4.4. Схема организации ТО на ПАС:
а — без линии гарантийного обслуживания; б—с линией гарантийного обслуживания; ———основные маршруты; ————возможные маршруты
Диспетчерская служба в зависимости от вида и объема ремонтных работ с учетом рабочей загрузки участка направляет АТС на соответствующие посты или автомобиле-места ожидания и в дальнейшем контролирует процесс и сроки оказания услуг.