Новым видом цикла, не унаследованным от С++, является цикл foreach, удобный при работе с массивами, коллекциями и другими подобными контейнерами данных. Его синтаксис:
foreach(тип идентификатор in контейнер) оператор;
Цикл работает в полном соответствии со своим названием - тело цикла выполняется для каждого элемента в контейнере. Тип идентификатора должен быть согласован с типом элементов, хранящихся в контейнере данных. Предполагается также, что элементы контейнера (массива, коллекции) упорядочены. На каждом шаге цикла идентификатор, задающий текущий элемент контейнера, получает значение очередного элемента в соответствии с порядком, установленным на элементах контейнера. С этим текущим элементом и выполняется тело цикла - выполняется столько раз, сколько элементов находится в контейнере. Цикл заканчивается, когда полностью перебраны все элементы контейнера.
Серьезным недостатком циклов foreach в языке C# является то, что цикл работает только на чтение, но не на запись элементов. Так что наполнять контейнер элементами приходится с помощью других операторов цикла.
Теперь рассмотрим пример цикла foreach:
int[] m = {-5, 4, 10};
int sum=0;
foreach(int i in m){
sum+=i;
}
Console.WriteLine(sum);
В данном примере мы суммируем все элементы массива m, записывая сумму в sum.
В приведенном примере наш цикл перебирает все элементы массива m. На это нам указывает строка
...
foreach(int i in m){
...
которая интерпретируется так: для каждого целого числа из массива m делам что-то там. Если бы элементами массива были бы не целые, а, скажем, вещественные, то мы записали бы что-то вроде:
...
foreach(float i in m){
...
То есть мы пишем именно тип элементов массива. На самом деле foreach используется не только для массивов, но и для других объектов (например, для хэш-таблиц).
long sum =0; int min=arr3d[0,0,0], max=arr3d[0,0,0];
foreach(int item in arr3d) {
sum +=item;
if (item > max) max = item;
else if (item < min) min = item;
}
Console.WriteLine("sum = {0}, min = {1}, max = {2}", sum, min, max);
}
while(выражение) оператор;
оператор;
while(выражение);
Циклы while бывают двух видов - собственно цикл while и do-while. Оба эти цикла используются, как правило, тогда, когда точно не известно, сколько раз цикл должен выполнится. Например, при вводе пользователем пароля или при подсчете чего-либо с определенной точностью. Оба эти цикла будут выполняться до тех пор, пока условие в круглых скобках после слова while будет истинно. Как только условие станет равным false, выполнение цикла прекращается. Самое важное отличие между while и do-while в том, что while может не выполниться ни одного раза, тогда как do-while по крайней мере один раз выполнится. Вот примеры их использования:
string password;
do{
password=Console.ReadLine();
}while(password!="wi98zK");
int k=0; //Количество попыток
//заводим новую последовательность случайных чисел
Random rnd=new Random(112); //Пишем любой параметр
while(rnd.Next(1, 6)!=5) {
k++;
};
Console.WriteLine("С "+(k+1).ToString()+"-го раза выпало 5");
В первом примере цикл будет вращаться до тех пор, пока пользователь не введет правильный пароль (wi98zK), во втором - пока некоторое случайное число не окажеться равным 5. При этом если число с самого начала оказалось равным пяти, то цикл вообще выполняться не будет.
Однако иногда бывает полезно задать в цикле заведомо истинное условие. Типичным примером вечного цикла является следующая запись:
while(true) {...}
class Cycles {
public static void Main() {
String Name;
while (true) {
Console .Write ("Введите ваш имя " );
Name = Console.ReadLine();
if(Name==””)
break;
Console.WriteLine("Здравствуйте {0}", Name);
} }}
public void Loop() {
string answer, text;
do {
Console.WriteLine("Введите слово");
text = Console.ReadLine();
int i =0, j = text.Length-1;
while ((i<j) && (text[i] == text[j])) {i++; j--;}
if (text[i] == text[j])
Console.WriteLine(text +" - это палиндром!");
else
Console.WriteLine(text +" - это не палиндром!");
Console.WriteLine("Продолжим? (yes/no)");
answer = Console.ReadLine();
} while(answer =="yes");
}
Параметры командной строки передаются, естественно, в методе Main. В отличие от некоторых языков программирования (C/C++) параметр только один - это массив передаваемых параметров. Аналога первого параметра языка C/C++ (количества параметров) нет. Передаются параметры в виде массива строк.
Вот пример программы, выводящий на экран все передаваемые в нее параметры командной строки и их количество:
using System;
namespace test {
class Test {
//Передаем в Main параметры командной строки.
static void Main(string[] args) {
//Выводим количество параметров.
Console.WriteLine(args.GetLength(0));
//Выводим каждый параметр.
foreach (string s in args) {
Console.WriteLine(s);
} }}}
Обратите внимание, что в сам exe-файл не считается параметром (как в C/C++).
Метод Main() может возвращать значение (int) операционной системе, если это необъходимо, иначе его можно описать как void.