русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Элементы программы в языке Pascal


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1391; Нарушение авторских прав


Состав программы на языке Pascal

Программа на языке Pascal включает:

1. Заголовок программы (Program).

2. Раздел описания используемых модулей (Uses).

3. Раздел описания меток (Label).

4. Раздел описания типов данных (Type).

5. Раздел описания констант (Const).

6. Раздел описания переменных (Var).

7. Раздел описания процедур (Procedure).

8. Раздел описания функций (Function).

9. Раздел операторов (Begin…End.).

Идентификатор – имя величины в программе. Идентификаторами обозначаются переменные, константы, типы данных, процедуры, функции, модули и т.д.

Идентификатор может содержать латинские буквы, цифры, знак подчёркивания, а также начинается не с цифры. Идентификатор не может содержать русских и греческих букв, а также знаков препинания и математических операций.

Пример. Правильные идентификаторы:

Hello

SumOfReal

x1

H8_G7_F6

Неправильные идентификаторы:

2xy

i,beta:max

Dx

xизм

Тип данных – множество значений, которые могут принимать величины.

Описание нового типа данных в языке Pascal имеет вид:

Type T = Z;

где Type – раздел описания типов данных, T – имя типа, Z – значение типа.

Это означает, что в программе объявляется новый тип T, описываемый значением Z.

В языках программирования базовыми типами данных являются:

1. Числа.

2. Логические величины.

3. Строки.

Числа являются наиболее часто используемым типом данных в языках программирования.

По наличию знака числа делятся на:

1. Положительные (числа со знаком "+" больше нуля), причём знак "+" может не ставиться.

2. Отрицательные (числа со знаком "-" меньше нуля), причём знак "-" ставится обязательно.

3. Ноль (число без знака).

По наличию дробной части числа бывают:

1. Целые (без дробной части).



2. Дробные (вещественные, действительные), причём в качестве разделителя целой и дробной частей ставится точка.

Дробные числа обычно записывают в двух формах:

1. С фиксированной точкой, при которой число имеет фиксированное количество позиций в дробной части.

2. С плавающей точкой (экспоненциальная форма), при которой число включает:

а) Мантиссу (цифры базового числа, у которого запятая стоит в другом месте).

б) Букву E.

в) Порядок (степень числа 10).

Причём число представляет собой мантиссу, умноженную на число 10, возведённое в степень порядка.

Пример. Примеры записи чисел с плавающей точкой приведены в таблице 1.

Таблица 1

Математическая запись Запись в программе
-1E+2
3E-3
1E120
31.4e-1

Логические величины могут принимать одно из 2-х допустимых значений: истина или ложь (true или false, 1 или 0, да или нет, включено или выключено).

Пример. Обозначения логических значений приведены в таблице 2.

Таблица 2

Логическое значение Символьное обозначение Числовое обозначение
Истина true
Ложь false

Строки представляют собой текст, заключённый в кавычки. Если строка состоит из одного символа, то она может выделяться в отдельный тип.

Константа – величина, которая в процессе выполнения программы остаётся постоянной. Константа может задаваться только своим значением (литера), а может также быть именованной.

Описание именованных констант в языке Pascal имеет вид:

Сonst C = Z;

где Const – раздел описания констант, C – имя константы, Z – значение константы.

Это означает, что в программе объявляется константа C, задаваемая значением Z.

Пример. Обозначения констант в языке Pascal :

2.87

'это строка'

pi

Описание именованных констант в языке Pascal :

Const

a=1.23;

kod='flag';

Переменная – величина, которая может изменяться в процессе выполнения программы. Переменные бывают статические и динамические. Переменная должна объявляться в программе и имеет:

1. Имя (идентификатор переменной).

2. Тип данных (принадлежность диапазону значений).

3. Значение.

Описание переменных в языке Pascal имеет вид:

Var P1 , … , PN : T ;

где Var – раздел описания переменных, P1 – имя переменной 1-й, PN – имя переменной N-й, T – тип переменной.

Это означает, что в программе объявляются переменные P1, …, PN типа T.

Пример. Описание в языке Pascal переменных i1, i2 целочисленного типа; x1, x2 вещественного типа:

Var

i1,i2:integer;

x1,x2:real;

Метка – обозначение закладки в программе. Имена меток не являются идентификаторами и могут начинаться с цифры. Метка обычно отделяется от остального текста программы двоеточием.

Описание меток в языке Pascal имеет вид:

Label M1 , … , MN ;

где Label – раздел описания меток, M1 – имя метки 1-й, MN – имя метки N-й.

Это означает, что в программе объявляются метки строк с номерами M1, …, MN .

Пример. Описание меток в языке Pascal :

Label 10,abc;

Обозначение метки в языке Pascal :

10: a:=b;

Комментарий – пояснение, которое не используется для выполнения действий в программе. Комментарии используются для описания словами действий в программе или для пропуска какого-либо участка программы. Комментарии не являются идентификаторами и могут содержать русские буквы, а также другие символы.

Комментарии бывают:

1. Однострочные, которые имеют вид:

//…

где // – начало комментария.

Это означает, что начинается комментарий до конца строки.

2. Многострочные, которые имеют вид:

{…}

или

(*…*)

где { или (* – начало комментария, } или *) – конец комментария.

Это означает, что между этими символами расположен комментарий.

Пример. Использование комментариев в языке Pascal :

a:=1; // Это однострочный комментарий

b:=2; {Это многострочный

комментарий} c:=3;

В языке Pascal используются стандартные функции и процедуры, обращение к которым включает:

1. Имя (идентификатор функции или процедуры).

2. Аргументы (список параметров в скобках, перечисленных через запятую).

Если функция или процедура реализуется во внешней программе (модуле), то надо описать этот модуль в разделе описания используемых модулей uses.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 1. Основные понятия программирования | Операции в языке Pascal


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.