русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Структура программы


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 903; Нарушение авторских прав


Вопросы для самопроверки

1. Что представляют собой операции «целочисленное деление» и «остаток от деления»?

2. Что определяет приоритет операций?

3. Какая операция выполнится раньше в выражении без скобок: AND или XOR?

4. Как записать на языке Паскаль выражение x2+|a-b|?

5. Какого типа возвращает результат функция sqrt?

 

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, блока описаний и блока операторов.

Заголовок программы содержит имя программы. Он начинается с ключевого слова program, за которым и указывается само имя. При этом имя программы должно удовлетворять требованиям к именам (идентификаторам) в языке Паскаль, которые были приведены в §1.

Пример: Program PRIM;

Заголовок программы не является обязательным элементом. В случае если имеется файл *.pas, в котором записан исходный текст лишь одной программы, то она может быть безымянной. В этом случае ключевое слово program не указывается. Если же у программы есть заголовок, то слово program записывается в первую очередь.

За заголовком программы следует блок описаний. Все, что используется в программе на языке Паскаль (метки, константы, переменные и т.п.), должно быть предварительно описано в этом блоке. Другими словами, если мы используем в исходном тексте программы некоторое X, то компилятор к этому времени должен уже знать, что такое X, какого он типа, какой объем памяти необходимо для него выделить, какие в нем могут храниться значения и т.п.

Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (модулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел описания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций. Каждый раздел начинается со специального служебного слова, за которым и следуют собственно описания.

uses <описание подключаемых библиотек>;



label <описание меток>;

const <описание констант>;

type <описание типов>;

var <описание переменных>;

<описание процедур и функций>;

Рассмотрим вкратце назначение некоторых из перечисленных разделов.

Раздел описания модулей определяется служебным словом uses и содержит имена подключаемых модулей (библиотек), как входящих в состав системы Турбо Паскаль, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми.

Пример: uses CRT, Graph;

После того, как в разделе uses указано имя библиотеки, в самой программе можно использовать дополнительные процедуры и функции, входящие в её состав.

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Благодаря этой метке, к такому оператору можно перейти из любого места программы с помощью специального оператора goto (получается команда типа «перейти к оператору, который помечен меткой METKA»). В качестве метки могут использоваться произвольные целые без знака, содержащие не более четырех цифр, а также любые имена. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток.

Пример: label 3, 471, 29, Quit;

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы некоторых значений. Например, в математике известны такие константы, как π (3.14) или e (2.71). В программе на языке Паскаль все такие константы необходимо определить в разделе описаний констант.

Пример: const K= 1024; MAX= 16384;

В разделе описания переменных определяются все используемые в программе переменные и их типы. Более подробно с ними мы познакомимся в следующих параграфах.

Пример:

var

P,Q,R: Integer;

A, B: Char;

F1, F2: Boolean;

Отметим, что в программе необязательно должны присутствовать все указанные выше разделы: пользователь описывает только то, что он использует. Если в программе нет, например, констант или меток, то в блоке описаний соответствующие разделы не записываются. В случае очень простой программы может так получиться, что блок описания вовсе не потребуется.

Завершает программу на языке Паскаль основной блок. Основной блок, в отличие от заголовка и описаний, присутствует всегда во всех программах. Именно здесь записываются все команды, которые необходимо выполнить.

Основной блок представляет собой набор операторов, разделенных между собой символами «;». Он начинается зарезервированным словом begin и заканчивается словом end, после которого следует точка.

Пример:

begin

writeln (‘Hello world!’);

end.

Пример: программа для вычисления площади, периметра и длины диагонали прямоугольника, размеры которого задаются пользователем.

program test;

var

a, b: integer;

s, p: integer;

d: real;

begin

writeln(‘Введите длину и ширину прямоугольника’);

readln(a, b);

s := a*b;

p := 2*a+2*b;

d := sqrt(sqr(a)+sqr(b));

writeln(‘Площадь прямоугольника = ’, s);

writeln(‘Периметр прямоугольника = ’, p);

writeln(‘Диагональ прямоугольника = ’, d:5:2);

end.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандартные (встроенные) функции | Директивы компилятора


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.