В России в дореволюционный период существовала двухуровневая банковская система, Государственным банком и акционерными коммерческими банками, которые можно подразделить на три категории по территориальному принципу:
- петербургские - представленные преимущественно крупными банками, на долю которых приходилось около 64% банковского капитала,
На 1 января 1913 года насчитывалось 45 коммерческих банков. Помимо них в стране действовали отделение банка Лионский кредит и четыре банка, действующих на особых основаниях: Либавский биржевой, Рижский биржевой, Городской учетный и Юрьевский.
Накануне Октябрьской революции в России сложилась следующая кредитная система:
- Государственный банк;
- Банки краткосрочного коммерческого кредита (акционерные и городские банки, общества взаимного кредита);
- Сберегательные кассы, кассы городского и земского кредита, учреждения мелкого кредита.
После революции произошла национализация (декабрь 1917 г.) коммерческих банков и их объединение с Госбанком Российской Империи в единый Народный банк РСФСР. В 1920 году Народный банк был расформирован, его отделения – реорганизованы в подотделы губернских финансовых управлений. Отдельные операции (международные кредиты, кредитование промышленной кооперации и д.р.) были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. С целью восстановления кредитной системы в 1921 г. были созданы Государственный банк РСФСР, другие банки, специализированные по отраслевому принципу: Банк потребительской кооперации, Торгово-промышленный банк, Центральный сельхозбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Территориальные банки (Дальневосточный банк, Среднеазиатский коммерчесикй банк). Помимо этого, на территории страны функционировали 2 смешанных государственно-капиталистических банка:
Российский коммерческий банк ( 1922г ), созданный в форме акционерного общества с участием шведского капитала для кредитования внешней торговли (в 1924 г. акции, принадлежащие иностранным держателям были выкуплены советскими организациями). Юго-восточный коммерческий банк (1922) – половина его акций принадлежала Госбанку РСФСР, остальная часть - частным держателям.
Наметившаяся централизация управления промышленностью повлияиа на деятельность банков, поскольку это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение банковского кредитования в разновидность государственного финансирования.
В результате кредитной реформы 1930г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. Госбанк превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр. С мая 1932г. финансирование и кредитование капитальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком. Образованная в 30-е годы кредитная система, претерпев некоторые изменения, просуществовала до 1998 года.
В 50-е годы в соответствии с политикой централизации кредитной системы Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были ликвидированы, а их функции распределены между Госбанком и Промстройбанком (впоследствии он был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).
В связи с перестройкой экономических отношений во второй половине 80-х гг., была проведена реорганизация банковской системы страны, заключавшаяся в изменении функций Госбанка и создании с 1 января 1988 г. специализированных банков для обслуживания отдельных отраслей народнохозяйственного комплекса: Банк внешнеэкономической деятельности СССР, Промышленно-строительный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития, Банка трудовых сбережений и кредитования населения (в дальнейшем – Сбербанк СССР). После реорганизации Госбанк СССР остался главным банком и единым эмиссионным центром страны, в компетенцию которого входили:
- централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проведение единой кредитной политики;
- координация деятельности банков СССР и организация расчетов между ними;
- обеспечение организации денежного обращения;
- кассовое исполнение бюджета;
- участие в формировании сводного валютного плана;
- обеспечение проведения единой политики в области валютных операций;
- установление официальных курсов иностранных валют к рублю;
- осуществление связи с центральными банками других стран и прочие операции.
С 1989 года были образованы первые коммерческие банки. Окончательное формирование существующей банковской системы произошло после принятия законов Российской Федерации “О Центральном Банке РСФСР (Банке России" и "О банках и банковской деятельности". В настоящее время Банк России руководствуется в своей деятельности Федеральными законами “О Центральном Банке Российской Федерации” (май 1995г.), "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" (февраль 1996 г.).
На протяжении текущего десятилетия отмечался быстрый рост коммерческих банков ( 2600 в мае 1996г.). Для обеспечения надежности российских банков Банк России предпринимал меры по капитализации банков.
За вторую половину 90-х годов многие мелкие и средние банки стали испытывать серьезные финансовые трудности и за 2 года 1994-1996 гг. у 360 банков были отозваны лицензии.
Рост числа банков в 1995-1996 гт. постепенно замедлился вследствие роста филиальной сети и появления л России новых форм банковской интеграции, в частности, банковских холдингов. В 1997 г. тенденция замедления процесса образования новых кредитных организаций сохранялась. Если в 1994 г. Банком России было зарегистрировано 558 новых Кредитных организаций, в 1995 г. — 85, в 1996 г. — 26, то в 1997 г. — лишь 12, при этом только 6 кредитных организаций полностью оплатили уставной капитал и получили лицензии. По состоянию на I января 1998 г. в РФ действовало 1697 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. Из вновь созданных кредитных организаций 5 являлись банками и 7— небанковскими кредитными организациями. Из числа новых банков 2 созданы со 100%-пым иностранным участием, в том числе АКБ «Финансбанк» (Москва) и коммерческий банк «40 ХУ11Г БАНК (Москва) ЛТД» (основной участник «40 ХУНГ БАНК — Южная Корея). Кроме того, на базе филиала Банка Австрии зарегистрирован коммерческий банк «Банк Австрия (Москва)», в котором доля участия иностранных инвесторов составляет более 99%. По данным па 1 января 1998 г. в Российской Федерации действовало 145 банков с иностранным участием.*
Картина современной банковской системы России будет неполной, если не упомянуть ее институциональную структуру. Во многом облик банковского сообщества несет на себе черты влияния российской бюрократии всех уровней, бюрократии, обеспечивающей банкам «преимущественный доступ к финансовым ресурсам». Другой специфической чертой также является наличие тесной организационной связи с предприятиями-учредителями, которые, по сути определяют кредитную политику подопечных банков и их развитие в целом.
Для построения типологической схемы банков можно использовать следующие показатели: история возникновения банков, превалирующие функции и операции, тип поведения, размер активов. Условно можно выделить семь типов банков (данная градация приводится на конец 1997 г. и первую половину 1998 г.),
Первую группу составляли по сути государственные или полугосударственные банки, с которыми Банк России имеет особые отношения, К таковым, в частности, относятся Сбербанк РФ, Внешторбанк, Внешэкономбанк и некоторые другие. «Государственность» этих банков проявляется в том, что, например, Сбербанк РФ является самым крупным оператором на рынке государственных обязательств и может практически определять динамику их котировок.
Во вторую группу входили около 20 «элитных» банков, на которые в совокупности приходилось примерно 1/3 активов банковской системы и более четверти средств на клиентских счетах и депозитах. Их отличительной чертой являлась самая тесная связь с властными структурами, что обеспечивало таким банкам выход на бюджетные потоки и вложения в надежные, высокодоходные проекты и отрасти: обслуживание ТЭК, торговля энергоресурсами, сырьем и полуфабрикатами (ОНЕКСИМбанк, Империал); строительство и торговля недвижимостью (Мост-банк, МЕНАТЕП); импорт продовольствия, товаров народного потребления (Альфа-банк, Межкомбанк). Типичная схема работы этих банков выглядела следующим образом: использование в качестве ресурсов бюджетных средств; размещение их в ГКО/ОФЗ, другие финансовые инструменты и, главное, в подконтрольные предприятия. Поведение банков этой труппы во многом зависело от соотношения сил между бюрократическими группировками, представляющими их интересы. В начальной стадии указанная группа банков весьма бурно развивалась и в дальнейшем перешла к формированию финансово-промышленных групп (ФПГ). По сообщениям печати, большинство этих групп формально не зарегистрировано и документально не оформлено. Однако участники их последовательно проводят согласованную политику на денежных рынках. По экспертным оценкам, процесс создания ФПГ в России занимает в среднем около двух лет, включая организацию учета и отчетности, консолидацию капитала, формирование внутреннего управленческого механизма. Если в 1993 г. в стране была создана лишь одна финансово-промышленная группа, то в 1994 г. их стало уже шесть, а в 1995 г. — 21.
К третьей группе относятся «элитные» региональные банки, которые формировались и функционируют под патронажем местных властных структур и работают на их интересы. Результирующий вектор этих интересов направлен на усиление экономической суверенизации территорий.
Четвертая группа включает так называемые «корпоративные» и «операциональные» банки. «Корпоративные» банки формировались, как правило, на отраслевой, министерской основе и обслуживали соответствующие производства: Авиабанк, Автобанк, Промрадтехбанк и т. д. Эти банки обеспечивали ведение счетов своих предприятий, мобилизовывали свои ресурсы за пределами своей отрасли, занимались выгодным размещением свободных средств (остатков на счетах) и бюджетных денег, выделяемых по государственным программам поддержки или развития отраслей. Примером «операционного» банка может послужить Московский международный банк, предоставляющий большому числу клиентов специальные банковские услуги, в данном случае международные расчеты.
В пятую группу входят «сетевые» банки, созданные на базе бывших Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР. Они занимают промежуточное положение между «корпоративными» и «полугосударственными» банками. Будучи одновременно отраслевыми и коммерческими, они вместе с тем встроены в систему государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства.
Шестая группа включает в себя классические коммерческие банки, «не состоявшие в родстве» с бывшими государственными банками, а также не замеченные «в порочащих связях» с властями. Однако именно эти обстоятельства делают весьма неустойчивым их положение, которое через межбанковские связи передается всей системе в целом.
Седьмая группа — это российские загранбанки, которые следует считать одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. К их числу относятся: Евробанк (ВСEN-Еuгоbаnk), Московский народный банк (Моsсоw Nагоdny bаnk), Ост-Вест Хендельсбанк ( Ost-West Handelsbank), Коммерцбанк, Донау банк, Ист-Вест Юнайтед банк.
В августе 1997 года кризис национальной экономики перешел в открытую фазу, одной из форм проявления которой стал масштабный финансового и фондового рынков, девальвация рубля и кризис всей банковской системы. Последствия этого кризиса полностью не преодолены по настоящее время, хотя по большинству показателей банковская система по состоянию на 01.01.02 г. восстановила свой докризисный уровень. Подробнее о современном состоянии банковской системы – в соответствующей лекции.
В России наблюдается весьма ограниченное присутствие иностранного банковского капитала. В настоящее время в России функционируют около 20 банков, доля иностранного капитала в уставном капитале которых составляет свыше 50%, и около 150 банков с долей иностранного капитала менее 50%. В значительной степени это является результатом протекционистской политики государства, направленной на защиту национальной банковской системы.
Ключевым институциональным элементом кредитной системы государства является центральный банк. Основные понятия, предпосылки и принципы работы центральных банков вообще и Банка России в частности, а также цели, задачи и механизм функционирования центральных банков мы рассмотрим на следующей лекции.
Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации банковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения денежно-кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, эффективного управления золотовалютными резервами и осуществления валютного контроля, а также прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам.
Тема 2. Место и роль ЦБ в экономике страны
1. Структура центрального аппарата Банка России
2. Функция Центрального банка
3. Регулирование эмиссионной деятельности
Функционирование денежно-кредитной системы страны определяется теми условиями, в которых находится центральный банк в данный исторический период.
Факторы, определяющие условия деятельности ЦБ:
Внешние:
- система действующих законов;
- степень независимости ЦБ от органов государственной власти;
- уровень взаимодействия ЦБ с банковской системой страны.
Внутренние:
- распределение ответственности у руководства ЦБ;
- кадровый состав;
- организационная структура;
- сеть и статус филиалов.
Основные права и обязанности кредитных институтов и ЦБ РФ регулируются Законом о Центральном банке и Законом о банковской деятельности, а также иными нормативными актами.
Законы о Центральных Банках можно дифференцировать по следующим признакам:
- по степени регламентации функций ЦБ;
- по степени конкретизации задач и исполнительных инструментов (наиболее выделяется Германия и Австрия);
- по формулировке положений о взаимоотношениях с органами управления (наибольшая независимость по законодательству – Германия).
Направления деятельности ЦБ:
- осуществление денежно - кредитной политики в соответствии с основными направлениями национальной экономической политики;
- осуществление политики регулирования денежной массы и банковской системы.
Таким образом, основными факторами, определяющими место ЦБ в экономике кокретной страны являются:
- система действующих законов;
- согласованность политики ЦБ и политики правительства;
- принципы взаимодействия ЦБ с банковской системой.
Задачи ЦБ, требующие мобилизации его функциональных возможностей:
1) Единый эмиссионный центр (эмиссия национальной валюты, хранение и учет золотовалютных резервов страны).
2) Банк правительства (обслуживание текущих и инвестиционных операций правительства, поддержка государственных экономических программ, размещение государственных ценных бумаг, кредитование дефицита государственного бюджета).
3) Орган стабильности национальной денежной системы (обеспечение стабильного внутреннего и внешнего денежного оборота, осуществление антиинфляционных мероприятий).
4) Банк банков (кредитор последней инстанции: обслуживание коммерческих банков и рефинансирование коммерческих банков).
5) Орган банковского надзора (обеспечение необходимого уровня стандартизации и профессионализма в банковской среде).
Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета. Но Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита федерального бюджета и других уровней.
Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативною управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Итак, принцип независимости Банка России проявляется, прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Нанка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», утверждают следующее:
— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, терр1ггориальныс учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
— задачи и функции территориальных учреждений Нанка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
— когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными дтя банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
— Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.