Сюжетным набором называют мозаичное изображение, несущее определенный художественный образ: пейзаж, натюрморт, портрет, многофигурную композицию.
Существует два способа создания сюжетного мозаичного набора. При первом способе берут готовый рисунок (пейзаж, натюрморт, портрет) и перерабатывают его с учетом специфики изобразительного материала — древесины. При втором способе сюжет находят в самой текстуре древесины, в ее причудливом рисунке, умело дополняя его несколькими вставленными элементами, подобно тому, как создаются скульптурные изображения из сучков, корней, наростов и т. д.
При выборе готового рисунка или создании собственной композиции для сюжетной мозаики необходимо учитывать прикладной характер мозаичного набора. Он предназначен для украшения определенного предмета (например, мебели), поэтому его композиция по содержанию и форме должна соответствовать характеру и назначению украшаемого предмета.
При выборе рисунка для сюжетной мозаики не следует копировать произведения живописи, заменяя мазки кисти кусочками дерева, как это иногда делается, при этом теряется неповторимая красота текстуры древесины. Мозаика имеет свой язык изображения, свои образы, поэтому нет необходимости пользоваться чужим языком — живописи.
В сюжетном наборе в полной мере нужно применять стилизацию и обобщение рисунка в связи с особенностями строения древесины: слоистость и хрупкость материала требуют четкости, возможно меньшей кривизны линий, ограничивающих отдельные элементы мозаики. Поэтому в рисунке сохраняют наиболее характерные очертания, мелкие детали опускают, контуры спрямляют.
Детали изображения нужно находить в рисунке самой древесины, в полной мере используя ее графическое богатство. Применение ограниченного количества пород древесины не помешало художнику создать определенное настроение, показать красоту русского пейзажа и полностью раскрыть богатство изобразительных возможностей древесины.
При создании подготовительного рисунка следует тщательно продумать направление волокон на отдельных участках мозаики, помня о свойстве древесины по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон. Если в наборе необходимо строго соблюдать единую тональность отдельных элементов вне зависимости от освещения набора, то направление волокон у всех деталей мозаики должно быть одинаковым. Если нужно добиться того, чтобы отдельные детали в наборе выделялись, вспыхивали при определенном освещении, то направление волокон в них должно быть отличным от направления волокон других деталей. На подготовительном рисунке направление волокон показывается штриховкой.
Далеко не всегда мозаичный набор точно соответствует подготовительному рисунку. При переводе в материал рисунок уточняют, текстура древесины может подсказать новые решения.
Подготовка рисунка для мозаичного набора. При выборе рисунка для мозаики необходимо учитывать назначение набора — украшение шкатулки, мебели или панно, а также ассортимент имеющихся пород древесины.
Если выбранный рисунок не подходит по размерам, его увеличивают или уменьшают с помощью фотографии, эпидиаскопа или размерной сетки. При изменении размеров рисунка следует учитывать художественные особенности мозаики, нельзя произвольно увеличивать или уменьшать се размеры. Степень проработки рисунка (количество и размер деталей), достаточная при малом размере, может оказаться недостаточной при его резком увеличении, что сделает мозаику бедной и грубой. И наоборот, рисунок большого размера, с большим количеством деталей при уменьшении может оказаться дробным и потеряет свою цельность и выразительность.
При наборе мозаики по выбранному рисунку или собственной композиции порядок работы следующий. Сначала создают эскиз мозаики. Когда эскиз готов, делают тщательный рисунок в карандаше и красках. Переводят тоновой рисунок в штриховой, а затем в контурный. При этом прибегают к некоторой стилизации и обобщению рисунка в связи с особенностями строения древесины: слоистость и хрупкость материала требуют четкости, возможно меньшей кривизны линий, ограничивающих отдельные элементы мозаики. В рисунке сохраняются наиболее характерные очертания, мелкие детали опускаются, контуры спрямляются. Это относится прежде всего к сюжетному набору, который следует выполнять крупными планами, не дробя его на мелкие детали. Подробности изображения нужно находить в рисунке самой древесины, в полной мере используя графическое богатство ее текстуры (линии, пятна, точки, черточки и др.). На контурном рисунке уточняют цветовые планы — детали мозаики, получают рисунок, раскрашенный под деревянную мозаику или условно заштрихованный. Такой рисунок называют подготовительным. При переводе в материал он может быть уточнен в соответствии с текстурой имеющегося шпона.
Подготовительный рисунок переводят на кальку, получая рабочий рисунок. При этом нужно учитывать, что набор ведут по левой (нелицевой) стороне мозаики, и рисунок, не имеющий симметрии, в готовом наборе будет иметь обратное (зеркальное) изображение. Чтобы получить первоначальную композицию, рабочий рисунок прорисовывают с обратной стороны кальки и переводят на будущий фон мозаики в зеркальном изображении. Рисунок в зеркальном изображении должен быть четко прорисован, так как малейшие ошибки в его построении будут заметны при переворачивании изображения.