Земельный спор – это спор по поводу субъективного права на конкретный земельный участок. Жариков выделяет такую классификацию земельных споров, как реальные и мнимые. Основанием для возникновения земельных споров могут быть действия (самовольный захват) или бездействие (неиспользование земельных участков). Как правило, споры возникают в сфере использования земельных участков.
Рассматривая земельные споры, можно выделить 2 их вида.
Классификация земельных споров (связь с имущественными отношениями):
1. чисто-земельные споры – это споры, не связанные с имущественными отношениями.
В данных спорах отсутствует имущественный интерес либо он не выходи на первый план для сторон спора. Это споры, связанные с нарушением или оспариваем прав граждан или юридических лиц на земельные участки (напр., споры о преимущественном праве наследования);
2. земельно-имущественные споры – это споры, в которых для определения прав на земельный участок требуется определить право на иное имущество (напр., споры о порядке пользования земельным участком между сособственниками зданий, строений, сооружений; споры о разделе земельных участков между совладельцами зданий, строений, сооружений).
Разрешение земельных споров – это определение компетентными органами (как правило, юрисдикционным) обязательных правил поведения для спорящих сторон.
В России существовал административный и судебный порядок разрешения земельных споров. С принятием Земельного Кодекса (2001 г.) земельные споры разрешаются только в судебном порядке. Споры разрешаются судами исходя из их подведомственности и подсудности. Земельные споры рассматривают суды общей юрисдикции, в том числе и мировые суды, арбитражные суды и третейские суды.
Земельный процесс – это регламентированная законом деятельность юрисдикционных органов (т.е. судов). К земельному процессу относится деятельность по разрешению земельных споров, деятельность по принудительному применению земельно-правовых норм; деятельность по привлечению виновных лиц к ответственности за земельные правонарушения.
Объектом управления выступает вся земля в пределах РФ. В основе государственного управления лежит право территориального верховенства государства, которое позволяет, с одной стороны, осуществлять защиту земельных прав и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в реализации земельных прав (напр., любое лицо может получить выписку из земельного кадастра), с другой стороны – это право позволяет привлекать виновных лиц к ответственности и выявлять в целом нарушения земельного законодательства и предпринимать соответствующие меры.
Управление земельными ресурсами в сфере использования и охраны земель – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.
Функции – это основные направления деятельности в этой сфере.
Функции управления:
1. ведение государственного кадастра недвижимости;
2. ведение землеустройства;
3. осуществление земельного контроля;
4. планирование использования и охраны земель;
5. мониторинг земель.
Существует два вида управления:
1. общее управление – это управление, которое осуществляется органами общей и специальной копетенции и имеет территориальный характер, т.е. оно распространяется на все земли, независимо от прав на земельный участок и земли, целевого назначения, их территориальной расположенности и ведомственной принадлежности;
2. ведомственное управление – осуществляется федеральными агентствами, федеральными службами, а также в установленных законодательством случаях – министерствами и имеет это управление отраслевой характер, т.е. распространяется только на земли определенных отраслей экономики. В частности, такого рода управления осуществляет ФА железнодорожного транспорта; ФСБ в отношении земельных участков, по которым проходит государственная граница.
Содержание управления составляют функции органов, под которыми понимаются обособленные основные виды деятельности органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель.