русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Операции div и mod


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 7583; Нарушение авторских прав


Таблица 2.4

Таблица 2.3

Таблица 2.2

arctan assign boolean byte char close clrscr cos delay eof exit exp false frac halt input integer keypressed maxint odd output pi pred random randomize read readln real rename rewrite round sqr sqrt succ text true trunk write writeln  

 

Идентификаторы пользователя служат для обозначения объектов программ: констант, переменных, функций, процедур, определенных самим пользователем. При этом идентификаторы должны быть уникальными, т.е. один идентификатор не может использоваться для обозначения более чем одной переменной.

При написании имени можно чередовать строчные и прописные буквы. Например, два идентификатора nomersklada и NomerSklada одинаковы, но вторая запись более наглядно преподносит смысл имени, выделяя прописными буквами каждую из двух смысловых частей.

Правильно написанные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы.

 

 

Общие правила написания идентификатора:

1. начинается только с латинской буквы или знака подчеркивания (исключением являются идентификаторы меток);

2. может состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания;

3. между двумя идентификаторами должен быть, по крайней мере один пробел;

4. максимальная длина – 127 символов (значимыми будут только первые 63);

5. можно использовать прописные и строчные буквы (компилятор не делает между ними различий).

Примеры идентификаторов:

А А1.R ALFA_23

Примеры ошибочных идентификаторов:

А1.R - содержит точку

45ALFA - начинается с цифры

Сумма - содержит символы русского алфавита

Primer 1 – содержит пробел

 

 

2.2КОНСТАНТЫИ ПЕРЕМЕННЫЕ

Решение задачи на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие- либо данные. В Паскале данные разделяются на константы и переменные. Константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущих значений, и принадлежат к определенному типу данных.



Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются.

 

Константы являются идентификаторами пользователя, в качестве которых используются константы следующих видов: числовые, логические (булевские), символьные и строковые. Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь, 0-1). Символьные и строковые константы – это отдельные символы и их последовательности.

Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.

 

Примеры:

const Name=’Никита’;

a=1500;

SP=(Max-Min)/2;

 

Имеется ряд зарезервированных (стандартных) констант (см. таблицу 2.3), к значениям которых можно обращаться без предварительного определения.

 

Стандартныеконстанты

идентификатор тип значение описание
pi real 3.1415926536 число Пи
true boolean True истина
false boolean False ложь
maxint integer 32 767 максимальное целое число
maxlongint longint 2 147 483 647 максимальное длинное целое число

 

Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы.

 

В программировании переменную можно трактовать как одну или несколько ячеек памяти, которым присвоено определенное имя (идентификатор). Содержимое ячеек может меняться, но имя остается неизменным. Каждое новое значение, записанное в ячейку памяти «затирает» предыдущее значение, поэтому в любой момент времени переменная имеет только одно текущее значение. Обычно переменные используются для хранения исходных данных, результатов программы, промежуточных результатов.

Переменная имеет имя, значение и тип. Тип переменной определяет ее допустимые значения, а также операции которые можно над нею выполнять. Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие – либо действия.

Все переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var.

Примеры:

var a, b: integer;

P:real;

 

 

2.3 ТИПЫ ДАННЫХ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ

 

Каждый тип данных характеризуется так называемым кардинальным числом — количеством различных значений, принадлежащих типу. Для каждого типа данных должен быть строго определен набор операций, которые можно применять при обработке данных этого типа.

Важнейший принцип Паскаля:все используемые в программе имена должны быть описаны до их употребления. Описать идентификатор, значит указать тип связанного с ним объекта программы.

Тип данных — множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операций, допустимых над этими значениями.

 

К простым (скалярным) типам данных относят типы данных таких величин, значения которых не содержат составных частей. Простые типы делятся на стандартные и пользовательские (перечисляемый и интервальный). Стандартные типы предлагаются пользователю разработчиками языка Паскаль.

Структурированные типы базируются на простых типах и могут содержать их различные комбинации.

 

Структуру типов данных представим в следующем виде:

 

1. Простые:  
Ÿ стандартные Ÿ пользовательские
- целочисленные - перечисляемый
- вещественные - интервальный (тип-диапазон)
- символьный  
- логический  

 

2. Структурированные:

Ÿ множественный

Ÿ регулярный (массивы)

Ÿ комбинированный (записи)

Ÿ файловый

3. Строковый

4. Ссылочный (указатели)

5. Процедурные

6. Объектные

 

Целочисленные типы, символьный, логический и пользовательские типы данных образуют группу так называемых порядковых типов, имеющих большое значение.

Тип данных очень важен при выделении памяти под переменные, поскольку каждому типу соответствует строго определенный размер ячейки памяти. В любом случае этот размер ограничен, следовательно, все типы данных имеют ограниченный диапазон значений (см. таблицу 6 и таблицу 8). Этот факт не согласуется с нашими математическими представлениями о числовых множествах. Тем не менее, с ним приходится считаться.

 

2.3.1 Целочисленные типы данных

Целый типпредставляет собой подмножество целых констант, которые могут занимать в памяти от 1 до 4 байт.

Название типа Диапазон значений Требуемая память (байт)
byte 0 .. 255
shortint -128 .. 127
word 0 .. 65 535
integer -32 768 .. 32 767
longint -2 147 483 648 .. 2 147 483 647

 

Обычно переменные этого типа используются в арифметических выражениях, для организации счетчиков, индексации элементов массива. Значения целых типов могут отображаться в программе в десятичном виде и в шестнадцатеричном виде (в начале числа ставится знак $, а цифры старше 9 обозначаются латинскими буквами от A до F). Наиболее часто в простейших программах используется тип integer.

Пример:

var x, y : word;

Запись x:=68000 будет неверна, т.к. для переменной x типа word с диапазоном от 0 до 65535 произойдет переполнение – выход из допустимого для определенного типа данных диапазона значений.

 

Над данными этого типа определены операции:

Ÿ арифметические (стандартные): сложение (+), вычитание (-), умножение (*) и деление нацело (/);

Ÿ div и mod;

Ÿ отношения (=, <>, <, >, <=, >=), вырабатывающие результат логического типа.

 

Результат выполнения арифметических операций (кроме деления), а также div и mod над целыми операндами получается также целого типа.

 

Следует знать:

Операции над целыми числами определены лишь тогда, когда исходные данные (операнды) и результат лежат в этом интервале. Иначе может возникнуть переполнение. Пользователь должен сам следить, чтобы промежуточные результаты арифметических выражений не выходили из диапазона.

Дело в том, что при действиях с целыми числами тип результата соответствует типу операндов. Например, для переменных типа integer, принимающих значения a=2000, b=4000, в арифметическом выражении a*b/a возникает переполнение. При вводе исходных данных результат составит не 4000, как это можно было бы ожидать, а 2304. Предупреждения об ошибке не возникнет.

Причина состоит в том, что мы, указав в разделе описания переменных для величин а и b тип integer, зарезервировали в памяти место для хранения только целых чисел, принимающих значения в интервале от -32768 до 32767. Промежуточный результат операции умножения a*b получится число 8000000, который превышает верхнюю границу этого диапазона. Избежать всего этого можно с помощью скобок: a*(b/a).

 

 

 

Две операции над целыми числами div и mod имеют по два целых операнда (аргумента): если значения а и b неотрицательны и b ¹ 0, то а div b и a mod b — это частное и остаток, возникающие при делении а на b.

Целочисленное деление div возвращает целую часть частного, дробная часть отбрасывается. Если делимое меньше делителя, результат целочисленного деления равен нулю.

Деление по модулю mod восстанавливает остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

Примеры:

выражение результат   выражение результат
11 div 5   11 mod 5
10 div 3   14 mod 5
2 div 3   2 mod 3
      10 mod 5

 

Операции divи modможно использовать для выделения отдельных цифр из числа. Например, возьмем трехзначное число. Тогда выделение каждой цифры числа можно записать следующим образом:

first:=591 div 100 {выделение первой цифры числа - 5}

second:=591 div 10 mod 10 {выделение второй цифры числа - 9}

third:=591 mod 10 {выделение третьей цифры числа - 1}

 

Операцию mod можно использовать, чтобы определить кратно ли целое число Х целому Y, а именно: X кратно Y тогда и только тогда, когда X mod Y = 0. Например, выражение Х mod 2 = 0 позволит определить является ли число Х четным.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарезервированные слова | Правила написания арифметических выражений


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.