Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИДРОПРИВОДА 1.1. Структурная схема гидропривода 1.2. Классификация и принцип работы гидроприводов 1.3. Преимущества и недостатки гидропривода
Лекция 2. РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРОСИСТЕМ. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЛИНИИ 2.1. Характеристика рабочих жидкостей 2.2. Выбор и эксплуатация рабочих жидкостей 2.3. Гидравлические линии 2.4. Соединения 2.5. Расчет гидролиний
Лекция 3. НАСОСЫ И ГИДРОМОТОРЫ 3.1. Некоторые термины и определения 3.2. Гидравлические машины шестеренного типа 3.3. Пластинчатые насосы и гидромоторы 3.4. Радиально-поршневые насосы и гидромоторы 3.5. Аксиально-поршневые насосы и гидромоторы
Лекция 6. РЕГУЛИРУЮЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ ГИДРОАППАРАТУРА 6.1. Общие сведения о гидроаппаратуре 6.2. Напорные гидроклапаны 6.3. Редукционный клапан 6.4. Обратные гидроклапаны 6.5. Ограничители расхода 6.6. Делители (сумматоры) потока 6.7. Дроссели и регуляторы расхода
Лекция 7. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ГИДРОСИСТЕМ 7.1. Гидробаки и теплообменники 7.2. Фильтры 7.3. Уплотнительные устройства 7.4. Гидравлические аккумуляторы 7.5. Гидрозамки 7.6. Гидравлические реле давления и времени 7.7. Средства измерения
Лекция 8. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СЛЕДЯЩИЕ ПРИВОДЫ (ГИДРОУСИЛИТЕЛИ) 8.1. Общие сведения 8.2. Классификация гидроусилителей 8.3. Гидроусилитель золотникового типа 8.4. Гидроусилитель с соплом и заслонкой 8.5. Гидроусилитель со струйной трубкой 8.6. Двухкаскадные усилители
Лекция 9. СИСТЕМЫ РАЗГРУЗКИ НАСОСОВ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГИДРОДВИГАТЕЛЕЙ 9.1. Способы разгрузки насосов от давления 9.2. Дроссельное регулирование 9.3. Объемное регулирование 9.4. Комбинированное регулирование 9.5. Сравнение способов регулирования
Лекция 10. СХЕМЫ ТИПОВЫХ ГИДРОСИСТЕМ 10.1. Гидросистемы с регулируемым насосом и дросселем 10.2. Гидросистемы с двухступенчатым усилением 10.3. Гидросистемы непрерывного (колебательного) движения 10.4. Электрогидравлические системы с регулируемым насосом 10.5. Гидросистемы с двумя спаренными насосами 10.6. Питание одним насосом двух и несколько гидродвигателей
Лекция 11. ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД 11.1. Общие сведения о применении газов в технике 11.2. Особенности пневматического привода, достоинства и недостатки 11.3. Течение воздуха 11.4. Исполнительные пневматические устройства
Лекция 12. МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕМНЫХ ГИДРОПРИВОДОВ 12.1. Монтаж объемных гидроприводов 12.2. Эксплуатация объемных гидроприводов в условиях низких температур 12.3. Основные неполадки в гидросистемах и способы их устранения
Список рекомендуемой литературы
Предшественники современных гидравлических машин появились в глубокой древности. Освоение плодородных земель, уровень которых выше уровня воды ближайших водоемов, а также необходимость водообеспечения поселений потребовал создания различных водоподъемных средств.
Древнейший известный нам механизм - водоподъемное колесо - поднимал 8 м3 воды в час на высоту 3 метра. В 1700 г. до н.э. в Каире для подъема воды из колодца глубиной 90 м использовали так называемый цепной насос (цепь с прикрепленными ковшами). Архимедов винт стали применять для орошения полей за 1000 лет до н.э. Наклонно расположенный вал с винтовой нарезкой вращался в полуоткрытом лотке и обеспечивал подъем воды на высоту до 5 м.
Первым насосом был поршневой. Изобретателем его считают древнегреческого механика Ктезебия (II - I в. до н.э.). Насос был описан Героном Александрийским в I в. до н.э. в труде "Пневматика".
Постепенно в процессе трудовой деятельности люди накапливали знания о закономерностях движения жидкости и газов. Это нашло отражение в трудах древнегреческого философа Аристотеля. Некоторые законы гидравлики были сформулированы величайшим механиком Древней Греции Архимедом.
Отсутствие приводного двигателя тормозило развитие гидравлических машин. Только благодаря разделению труда и развитию мануфактуры в XVI - XVII вв. были созданы условия для широкого использования водяного колеса, а затем паровой машины в качестве двигателей.
Впервые идею применения в машинах гидропривода высказал в конце XVII века Блез Паскаль, который указывал на возможность создания гидравлического пресса. Эта идея Паскаля была реализована в 1859-1861 гг. Хайзвеллом при разработке конструкции первого гидравлического штамповочного пресса. В дальнейшем гидропривод долгое время применялся лишь при создании кузнечно-прессового оборудования.
Появление паровых машин в XVIII в. было обусловлено, прежде всего, необходимостью привода насосов для откачки воды из шахт. Неглубокие выработки к этому времени уже истощились, а основной проблемой было удаление грунтовых вод из глубоких шахт, которые не позволяли вести добычу полезных ископаемых.
С развитием паровых машин и общим технологическим прогрессом в машиностроении тесно связано совершенствование конструкций поршневых насосов, появление и совершенствование гидравлических двигателей. Далее широкое применение двигателей внутреннего сгорания и электропривода в конце XIX - начале XX вв. послужило сильнейшим толчком в развитии гидравлических приводов.
В настоящее время во всем мире практически невозможно назвать такую отрасль промышленности или сельского хозяйства, в которых не применялся бы гидропривод. А возросшие в последние годы темпы создания и освоения серийного производства новых машин с гидравлическим приводом являются наглядным подтверждением научно- технического прогресса.
Использование гидроприводов в строительных и дорожных машинах способствует значительному повышению уровня механизации в этих отраслях. Гидравлические устройства устанавливаются в системах управления на экскаваторах, бульдозерах, подъемниках, погрузчиках, кранах, а также в качестве силовых передач на движитель этих машин.
В результате внедрения современных технологических процессов и совершенствования гидравлического оборудования и машин с объемным гидроприводом за последние два десятилетия значительно улучшилось качество их изготовления, повысились продолжительность безотказной работы и технический ресурс.
Перспективным является использование гидравлических и пневматических передач в сочетании с электрическими для автоматизации технологических процессов во многих отраслях народного хозяйства с целью повышения производительности и улучшения условий труда.