Возможности запросов и инструментальные средства разработки прикладных программ
СУБД, ориентированные на разработчиков, обладают развитыми средствами для создания приложений. К элементам инструментария разработки приложений можно отнести:
1) мощные языки программирования;
2) средства реализации меню, экранных форм ввода – вывода данных и генерации отчетов;
3) средства генерации приложений(прикладных программ);
4) генерацию исполнимых файлов.
Функциональные возможности моделей данных доступны пользователю СУБД благодаря ее языковым средствам.
Access 2000 входит в состав MS Office 2000, ориентирована на работу с объектами, к которым относятся таблицы, запросы, а также объекты приложений для работы с БД: формы, отчеты, страницы, макросы и модули.
Access может использовать данные различных СУБД, может обрабатывать файлы Paradox, FoxPro, Oracle,…
При соединении приложений пользователя так же используются средства программирования, реализуемые объектами другого типа – макросами и модулями на языке программирования Visual Basic Applications(VBA).
С каждым объектом и элементом управления связывается набор событий, которые могут обрабатываться макросами или процедурами на VBA.
Объекты представлены в окне БД Access. Все операции по работе с объектами БД и приложений начинаются в этом окне.
Таблицы(Tables) создаются для хранения данных об одном информационном объекте модели данных предметной области. Каждое поле содержит одну характеристику объекта предметной области. В записи собраны сведения об 1 экземпляре этого объекта.
Запросы(Queries) создаются для выборки нужных данных из одной или нескольких связанных таблиц. Результатом выполнения запроса является таблица, которая может быть использована наряду с другими таблицами БД при обработке данных. Запрос может формироваться в виде запросов по образцу (QBE) или с помощью инструкции SQL – языка структурированных запросов. С помощью запроса можно обновить, удалить добавить данные в таблицы или создать новые таблицы на основе уже существующих.
Формы(Forms) являются основным средством создания диалогового
интерфейса приложения пользователя. Форма может создаваться для ввода и просмотра взаимосвязанных данных базы на экране в удобном виде. Формы также могут использоваться для создания панелей управления в приложении.
Отчеты(Reports) – предназначены для формирования выходных документов, содержащих результаты решения задач пользователя, и вывода их на печать.
Страницы(Pages) доступа к данным является диалоговыми Web – страницами, которые поддерживают динамическую связь с БД и позволяют просматривать, редактировать и вводить данные в без., работая в окне приложения Web –страницах.
Макросы(Macros) является программой, которая содержит описание последовательности действий, выполняемых при поступлении некоторого события в объекте или элементе управления приложения. Каждое действие реализуется макрокомандой. Создание макросов осуществляется в диалоговом режиме путем выбора нужных макросов и задания параметров, используемых ими при выполнении.
Модули(Modules) содержат процедуры на языке VBA/ Могут создаваться процедуры – функции, которые разрабатываются пользователем для реализации нестандартных функций в приложении пользователя, и процедуры для обработки событий.
В Access 2000 для удобства пользователя объекты БД могут объединены в группы по функциональному признаку. Группы содержат ссылки на объекты БД различных типов.
Для пользователей, которые совместно работают с приложением, но не всегда имеют возможность подключения к сети, Access предлагает использовании репликации БД.
Репликацией называют создание специальных копий – реплик общей БД, с которыми пользователи могут одновременно работать на разных рабочих станциях ( в командировке, дома). Отличие репликаций от обычного копирования файлов БД заключается в том, что для копий БД возможна синхронизация изменений.
При выполнении команды меню Сервис/Репликация – создать реплику Access присваивает БД статус основной реплики и создает одну новую реплику.
При проведении сеанса синхронизации изменения, сделанные одним пользователем, могут автоматически вноситься в общую реплику и реплику других пользователей, и наоборот. Сеанс синхронизации выполняется с помощью команды Сервис/Репликация/Синхронизация.
Если пользователи двух разных реплик по – разному изменяли одну и ту же запись, то при синхронизации реплик создается конфликтная таблица. Для просмотра и исправления конфликтных записей, следует выполнить команду Устранить конфликты. После проведения сеанса синхронизации работа с БД может продолжаться.
Обеспечение связной целостности данных означает, что Access при корректировке БД не допускает выполнения следующих операций:
1. В подчиненную таблицу не может быть добавлена запись с не существующим в главной таблице значением ключа связи.
2. В главной таблице нельзя удалить запись, если не удалены связанные с ней записи в подчиненной таблице.
3. Изменение значений ключа связи в записи главной таблице невозможно, если в подчиненной таблице имеются связанные с ней записи.
Задание параметров целостности данных возможно только если:
1) Связываемые поля имеют одинаковый тип данных, причем имена полей могут быть различными.
2) Главная таблица связывается с подчиненной по первичному ключу главной таблицы.
3) Главная таблица связывается с подчиненной по первичному ключу главной таблицы.
Если для встроенной связи обеспечивается поддержание целостности может задать 2 режима:
1. В режиме каскадного обновления связанных полей при изменении значения поля связи в записи главной таблицы, автоматически меняется значения в соответствующем поле в подчиненных записях.
2. В режиме каскадного удаления связанных записей при удалении записи из главной таблицы будут автоматически удаляться все связанные записи в подчиненных таблицах.