В определенных обстоятельствах может потребоваться перехватывать все исключения, а не какой-то конкретный тип. Для этого достаточно использовать следующую форму инструкции catch:
catch(...)
{
// обработка всех исключений
}
Здесь многоточие соответствует любому типу данных.
Следующая программа иллюстрирует использование catch (...):
#include <iostream.h>
void x_handler(int test)
{
try
{
if(test==0) throw test; // генерация int
if(test==1) throw 'a'; // генерация char
if(test==2) throw 123.23; // генерация double
}
catch(...)
{
cout << "Caught exception!\n";
}
}
int main()
{
cout << "Start\n";
x_handler(0);
x_handler(1);
x_handler(2);
cout << "End";
return 0;
}
Программа выведет на экран следующий текст:
Start
Caught exception!
Caught exception!
Caught exception!
End
Как можно видеть, три инструкции throw были перехвачены с использованием одной инструкции catch.
Как известно, в языке С для динамического выделения и освобождения памяти используются функции malloc() и free(). Кроме них C++ содержит два оператора, выполняющих выделение и освобождение памяти более эффективно и более просто. Этими операторами являются new и delete. Их общая форма имеет вид:
переменная_указатель = new тип_переменной;
delete переменная_указатель;
Здесь переменная_указатель является указателем типа тип_переменной. Оператор new выделяет память для хранения значения типа тип_пережнной и возвращает ее адрес. С помощью new могут быть размещены любые типы данных. Оператор delete освобождает память, на которую указывает указатель переменная_указатель.
Если операция выделения памяти не может быть выполнена, то возможны два варианта поведения оператора new. Поведение по умолчанию состоит в том, что оператор new генерирует исключение типа bad_alloc.Второй вариант поведения new в случае ошибки состоит в том, что оператор new возвращает значение NULL, т.е. нулевой указатель. Поскольку второй вариант является нестандартным поведением оператора new, для его использования необходимо предварительно один раз вызвать функцию set_new_handler() с нулевым значением в качестве аргумента. Кроме того, необходимо включить в программу заголовочный файл new.h. В следующих примерах будут рассмотрены оба варианта обработки ошибок оператора new.
Оператор delete следует использовать только для указателей на память, выделенную с использованием оператора new. Использование оператора delete с другими типами адресов может породить серьезные проблемы.
Есть ряд преимуществ использования new перед использованием malloc(). Во-первых, оператор new автоматически вычисляет размер необходимой памяти. Нет необходимости в использовании оператора sizeof(). Более важно то, что он предотвращает случайное выделение неправильного количества памяти. Во-вторых, оператор new автоматически возвращает указатель требуемого типа, так что нет необходимости в использовании оператора преобразования типа. В-третьих, как скоро будет описано, имеется возможность инициализации объекта при использовании оператора new. И наконец, имеется возможность перегрузить оператор new и оператор delete глобально или по отношению к тому классу, который создается.
Ниже приведен простой пример использования операторов new и delete.
#include <iostream.h>
int main()
{
int *p;
try
{ // обрабатываем возможное исключение оператора new
p = new int; // выделение памяти для одной переменной типа int
}
catch(bad_alloc a) // также можно писать catch(...)
{
cout << "Allocation failure.\n";
return 1;
}
*p = 20; // присвоение данному участку памяти значения 20
cout << *p; // демонстрация работы путем вывода значения
delete p; // освобождение памяти
return 0;
}
Эта программа присваивает переменной p адрес блока памяти, имеющего достаточный размер для того, чтобы содержать число целого типа. Далее этой памяти присваивается значение 20 и содержимое памяти выводится на экран. Наконец, динамически выделенная память освобождается.
Как отмечалось, можно инициализировать память с использованием оператора new. Для этого надо указать инициализирующее значение в скобках после имени типа. Например, в следующем примере память, на которую указывает указатель p, инициализируется значением 99:
#include <iostream.h>
#include <new.h>
int main()
{
int *p;
set_new_handler(0); // оператор new будет возвращать NULL при ошибке
С помощью new можно размещать массивы. Общая форма для одномерного массива имеет вид:
переменная_указатель = new тип_переменной[размер];
Здесь размер определяет число элементов в массиве. Необходимо запомнить важное ограничение при размещении массива: его нельзя инициализировать.
Для освобождения динамически размещенного массива необходимо использовать следующую форму оператора delete:
delete [] переменная_указатель;
Здесь скобки [] информируют оператор delete, что необходимо освободить память, выделенную; для массива.
В следующей программе выделяется память для массива из 10 элементов типа float. Элементам массива присваиваются значения от 100 до 109, а затем содержимое массива выводится на экран:
#include <iostream.h>
int main()
{
float *p;
int i;
set_new_handler(0);
p = new float[10]; // выделение памяти для массива из 10 элементов